Москва, 5 окт - ИА Neftegaz.RU. Силовые машины планируют в 2024 г. перейти к серийному производству газовых турбин мощностью 170 МВт.
Об этом 5 октября 2018 г. сообщил замгендиректора - технический директор Ю. Петреня в ходе РЭН-2018.
Тезисы от Ю. Петрени:
- Силовые машины будут готовы к переходу на серийное производство газовых турбин мощностью 170 МВт к 2024 г;
- 1е испытания - в 2021-2022 гг;
- мощность турбин - 65 МВт и 170 МВт;
- часть затрат будет профинансирована из бюджета в объеме 7,5 млрд руб., сопоставимую сумму вложит сама компания (7,5 млрд руб);
- Силовые машины нацелены на кооперацию с Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК);
- если будет экономически выгодно, будем искать взаимодействие и с Сименс технологии газовых турбин (СТГТ);
- газовая турбина 65 МВт на сегодня оперативно спроектирована и изготовлена, но необходимо ее совершенствование.
В России пока нет собственного производства газовых турбин большой мощности.
Но в поселочке Горелово Ленинградской области летом 2015 г. открыто СП Siemens и Силмаша – завод СТГТ (Gas Turbine Technologies).
К 2020 г, согласно задачам импортозамещения, СТГТ на 60% перейдет на использование деталей отечественного производства.
В 2017 г случился спор вокруг поставок чрезвычайно эффективных Газовых турбин SGT5-2000E Siemens Gas Turbine в Крым в обход санкций Евросоюза (ЕС).
Немцы сначала хотели было прекратить сотрудничество в СП, но затем не только передумали, но и активно стремятся укрепиться на премиальном рынке ГТД в РФ.
В октябре 2018 г на РЭН-2018 Siemens анонсировала для российского рынка новое поколение сверхмощных газовых турбин HL-класса (SGT-8000HL и SGT-9000HL), разработанных в 2017 г .
Вроде бы инцидент исчерпан, но осадочек остался.
Власти РФ заговорили о необходимости еще большего снижения зависимости российской энергосистемы от импортного оборудования.
Традиционно, в СССР газовое турбиностроение было развито на Украине, и с развалом СССР эти компетенции там и остались.
После устроенной добрыми самаритянами Запада революции достоинства в 2014 г, российско-украинская кооперация по газовым турбинам сначала уменьшилась, а потом сошла на нет.
Больше всего пострадал ВМФ РФ.
Украина перестала поставлять ГТУ на российский флот, и случились задержки с вводом в эксплуатацию новейших фрегатов.
Собственно говоря, это и была одна из целей США - остановить развитие ВМФ РФ.
Ответ был относительно скор.
В апреле 2017 г В. Путин в г Рыбинск запустил на НПО Сатурн производство корабельных газотурбинных двигателей (ГТА М-35Р-1 с двигателем М-70ФРУ-2 для морских программ)
Обычно В. Путин участвует в запуске нефтегазовых объектов, причем по видеосвязи, поэтому рыбинский пуск запомнился.
С газовой турбиной большой мощности оказалось все гораздо сложнее.
В апреле 2018 г стало известно, что доработанная российская турбина ГТД-110М развалилась на испытаниях.
Ростех заявил о выходе из строя части механизмов, что сильно сдвигает срок завершения работ по турбине, однако разработки и испытания продолжатся.
В апреле 2018 г глава Силовых машин А. Мордашов заявил о готовности разработать российскую ГТД, однако попросил ряд льгот и преференций:
- попросил гарантий закупок 48 газовых турбин у Минэнерго РФ;
- попросил правительство о 85% финансировании проекта.
В июне 2018 г глава Минпромторга РФ Д. Мантуров сообщал, что на такой ГТД потребуется 3-5 лет.
Ростех намерен возобновить испытания турбины большой мощности ГТД-110М в 2019 г.
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина