Бухарест,11 июл-ИА Neftegaz.RU. Власти Румынии продолжают внедрять систему поддержки возобновляемых источников энергии, основанную на зеленых сертификатах (GKS, ГКС).
ГКС предоставляются бесплатно производителям э/энергии из определенных возобновляемых источников энергии (гидроэнергия <10 МВт, ветер, солнечная энергия, биомасса, свалочный газ и очистные сооружения).
Поставщики э/энергии обязаны приобретать определенное количество ГКС.
Цены на э/энергию в Румынии, как и в Венгрии, самые высокие в в Восточной Европе, и власти активно реформируют рынок, в тч внедряя либерализацию цен на рынке э/энергии для домохозяйств.
Пока структура генерации мощности э/энергии в Румынии такова:
- гидроэнергетика ГЭС - 36%,
- угольные ТЭС - 25%,
- ТЭС на газе и мазуте - 12,8%,
- солнечные электростанции - 9,27%,
- ВЭС - 0,62%;
- электростанции на биомассе -7%.
Чтобы избежать краха сектора возобновляемых источников энергии (ВИЭ), сохраняя при этом баланс между уровнем доступности для потребителей и финансовыми усилиями производителей по сохранению своих объектов по генерации мощности э/энергии ВИЭ , власти Румынии в 2017 г пересмотрели схему поддержки ГКС в соответствии с Указом о чрезвычайном управлении № 24/2017 (ego 24/2017) О внесении изменений в Закон О возобновляемых источниках энергии № 220/2008.
26 июня 2018 г палата депутатов Румынии одобрила проект изменений в закон Об утверждении закона № 24/2017 - проект закона Об утверждении 2018 г(Закон)), внеся поправки.
Схема поддержки ГКС основана на обязательстве определенных участников рынка закупать определенное количество ГКС у производителей зеленой энергии (обязательная квота на приобретение ГКС).
В конечном счете, стоимость ГКС ложится на потребителей, так как их поставщики выставляют счета пропорционально потребленной э/энергии.
После поправок, внесенных в закон № 24/2017, по состоянию на 31 марта 2017 г метод расчета обязательной квоты на приобретение ГТС был основан на фиксированном годовом количестве ГТС (рассчитанном как общее количество ГТС, которое, по оценкам, будет выпущено до закрытия схемы поддержки в 2031 г, включая ГТС, перенесенные на торговлю в течение 2013-2024 гг, разделенном на количество лет, оставшихся от периода поддержки) и конечном потреблении э/энергии, без превышения среднего значения 11,1 евро/MВт*ч для конечного потребителя.
Проект Закона исключает из расчета обязательной квоты на приобретение ГТС ранее введенный коэффициент фиксированного годового количества ГТС и предлагает определение квоты на основе конечного потребления э/энергии и расчетного среднегодового ГТС в счете-фактуре конечных потребителей.
Каждый декабрь, регулирующий энергетический орган Румынии (ANRE) будет определять предполагаемую обязательную квоту на приобретение ГТС на следующий год, принимая во внимание расчетное конечное потребление э/энергии на текущий год, так что среднегодовое влияние в счете-фактуре конечного потребителя составит 12,5 евро/МВт*ч в 2019 г, 13 евро/МВт*ч - в 2020 г и 2021 г, 14,5 евро/МВт*ч, начиная с 2022 г.
Начиная с 2023 г, ANRE может снизить среднегодовое влияние ГКС, чтобы сбалансировать предложение и спрос ГКС на рынке (в частности, если предложение будет ниже спроса).
Окончательная обязательная квота на приобретение ГКС устанавливается ANRE до 1 марта каждого года на предыдущий год.
В 2018 г среднее влияние ГКС максимум 11,7 евро/МВт*ч.
Величина в леях, отражающая воздействие на расчетной квоты, будет определяться с учетом валютного курса, рассчитываемого как среднемесячный курс обмена, установленный Национальным банком Румынии за первые 11 месяцев текущего года.
Для определения окончательной обязательной квоты на приобретение ГКС значение в леях рассчитывается на основе среднего обменного курса Национального банка Румынии за предыдущий год, а цена использованных ГКС-это средневзвешенная цена ГКС в сделках на анонимном централизованном рынке ГКС за предыдущий год.
Согласно положениям проекта Закона, новый метод расчета обязательной квоты на приобретение ГКС гарантирует принятие всех ГКС, выданных в период 1 апреля 2018 - 31 декабря 2031 гг, включая те, которые отложены от продаж, при условии, что годовое конечное потребление э/энергии не опускается ниже среднего значения, зарегистрированного на 2017-2022 г.
Проект Закона расширяет обязательство по приобретению ГКС для экспорта произведенной в Румынии э/энергии через 2-сторонние контракты в тех государствах, с которыми Румыния заключила 2-сторонние соглашения по этому вопросу.
Период отсрочки ГКС для солнечных электростанций (СЭС) будет сокращен до 31 декабря 2020 г (по сравнению с текущей - 31 декабря 2024 г). В период 1 января 2021 - 31 декабря 2030 гг (по сравнению с периодом 1 января 2025 – 31 декабря 2030 гг, как в настоящее время) возмещение будет производиться равными ежемесячными выплатами.
Период отсрочки ГКС для ветровых электростанций (ВЭС) и малых ГЭС, останется без изменений - 1 января 2018 - 31 декабря 2025 гг. Отложенные ГКС будут возмещены равными ежемесячными выплатами.
По состоянию на 1 сентября 2017 г, торговля ГКС разрешена только прозрачным, централизованным и недискриминационным образом, на централизованном анонимном рынке ГКС. 2-сторонние договоры купли-продажи ГТС, которые не были заключены на дату вступления в силу закона № 24/2017, больше не могут быть продлены или изменены, чтобы увеличить количество проданных ГТС, и заключение новых 2-сторонних контрактов запрещено.
Централизованный анонимный рынок ГКС включает централизованные платформы для торговли ГКС (спотовые и форвардные сделки), организованные OPCOM, что позволяет участникам рынка ГКС представлять предложения о продаже или покупке фирмы ГКС в отношении количества и цены, не раскрывая их личность другим участникам торговой сессии; форвардные сделки заключаются на основе стандартного формального соглашения. Проект Закона вводит принцип пропорционального распределения ГТС, торгуемой на спотовой платформе, на основе сделанных предложений о продаже/покупке.
Согласно проекту Закона, минимум 50% от числа ГТС, необходимого для выполнения обязательной квоты на приобретение ГТС, должны быть закуплены каждым из производителей и поставщиков, имеющих такое обязательство на рынке централизованных анонимных спотовых ГТС (обязательство должно исполняться как ежегодно, так и ежеквартально), чтобы увеличить ликвидность рынка. Такое обязательство не повлияет на 2-сторонние контракты, заключенные до вступления в силу Закона № 24/2017 и / или количество ГТС, переданных со счета производителя на счет Поставщика (для тех субъектов, которые являются как производителями, так и Поставщиками).
Проект Закона вводит возможность для 2х или более производителей возобновляемой энергии участвовать в централизованном рынке э/энергии вместе, как единая агрегированная организация, независимо от используемой технологии, в целях повышения финансовых и производственных показателей. В течение 6 мес после вступления в силу проекта Закона ANRE выпустит специальное Положение по этому вопросу. Эта поправка признает, что возобновляемая энергия непредсказуема и сильно зависит от погоды, поэтому, благодаря агрегации 2х или более производителей, дисбалансы, создаваемые в системе, уменьшаются, и производители смогут более эффективно представлять предложения о продаже на централизованном рынке
Малые производители Возобновляемой энергии получат льготы.
Для них повышен порог для освобождения от запрета на заключение 2-сторонних соглашений о приобретении электроэнергии и/или ГКС за пределами ОПКОМ, а именно производителей электроэнергии из ВИЭ мощностью не более 3 МВт (в настоящее время 1 МВт) на одного производителя, которые могут заключать непосредственно заключенные контракты на продажу электроэнергии и/или ГКС с поставщиками электроэнергии.
Любопытно предложение о введении новой альтернативной, факультативной схемы поддержки в виде фиксированной надбавки, устанавливаемой для каждого типа технологии. Согласно проекту Закона, Министерство энергетики совместно с ANRE может представить на утверждение Правительства новую схему государственной помощи производителям э/энергии из ВИЭ в виде фиксированной премии за каждый вид технологии, которая будет добавлена к средней цене э/энергии, полученной в результате сделок, заключенных на централизованном рынке электроэнергии. Такая альтернативная схема поддержки подлежит утверждению ЕК ЕС.
Проект Закона вводит понятие Просумер - это конечный потребитель, владеющий установками для генерации э/энергии (включая когенерацию), чья основная деятельность не является генерацией мощности э/энергии, который потребляет и может хранить и продавать э/энергию, произведенную им из ВИЭ (в его здании, многоквартирном доме, жилом районе и тд), при условии, что продажа и/или хранение э/энергии не представляют собой основную коммерческую или профессиональную деятельность бытового автономного потребителя.
Согласно Законопроекту просумеры, владеющие ВИЭ с установленной мощностью не более 27 кВт/1 потребитель, могут продавать произведенную и поставленную в сеть э/энергию своим поставщикам. Поставщики обязаны закупать э/энергию у просумеров по цене, равной средневзвешенной цене, зафиксированной на рынке на 1 день вперед в предыдущем году.
Просумеры могут устанавливать малые ВИЭ даже без регистрации и получения разрешений в госрганах.
Проект Закона уже направлен на утверждение Президенту страны.
Просумеры будут и в России.
В июне 2018 г А. Текслер сообщил о том, что Минэнерго РФ в 2018 г завершит разработку нормативно-правовых актов, которые позволят гражданам РФ строить малые ВИЭ и продавать излишки э/энергии в сеть.
О развитии программ локализации производства оборудования для электроэнергетики, ветровых, солнечных электростанций на территории России поведал в июне 2018 г председатель Комитета ГД РФ по энергетике П. Завальный в рамках работы Российского нефтегазового конгресса на полях 15й международной выставки «Нефть и газ»/ MIOGE.
В июне 2018 г Фортум получил право на строительство солнечной, в тч СЭС на 110 МВт, и ветряной генерации в РФ на основе механизма возврата инвестиций.
Японцы вот-вот приступят к строительству ветропарка в п Тикси.
В 2018 г 1й ветропарк в Адыгее планирует ввести в эксплуатацию Росатом.
После возвращения Крыма в состав России активность по ВИЭ там немного снизилась.
В Казахстане тоже не дремлют.
В июне 2018 г К. Бозумбаев поведал о реализации концепции по переходу Казахстана к зеленой экономике.
В июне 2018 г в Казахстане стартовал 1й совместный проект ЕБРР в области ВИЭ. Китайская Risen Energy построит СЭС мощностью 40 мВт в Карагандинской области.
В Иране мощность генерации электроэнергии из ВИЭ уже достигла 581 МВт, в июле 2018 г Китай и Италия подписали Меморандум (МоВ) с Ираном о строительстве ряда СЭС общей мощностью 100 МВт в центральной провинции Йезд.