USD 92.6321

-0.12

EUR 100.1776

-0.26

Brent 81.64

-0.19

Природный газ 1.734

-0.01

...

Румыния оптимизирует систему господдержки возобновляемых источников энергии

Власти Румынии на фоне либерализации цен на электроэнергию серьезно оптимизируют систему поддержки возобновляемых источников энергии, основанную на зеленых сертификатах (GKS, ГКС).

Румыния оптимизирует систему господдержки возобновляемых источников энергии

Бухарест,11 июл-ИА Neftegaz.RU. Власти Румынии продолжают внедрять систему поддержки возобновляемых источников энергии, основанную на зеленых сертификатах (GKS, ГКС).

ГКС предоставляются бесплатно производителям э/энергии из определенных возобновляемых источников энергии (гидроэнергия <10 МВт, ветер, солнечная энергия, биомасса, свалочный газ и очистные сооружения).

Поставщики э/энергии обязаны приобретать определенное количество ГКС.

Цены на э/энергию в Румынии, как и в Венгрии, самые высокие в в Восточной Европе, и власти активно реформируют рынок, в тч внедряя либерализацию цен на рынке э/энергии для домохозяйств.

Пока структура генерации мощности э/энергии в Румынии такова:

- гидроэнергетика ГЭС - 36%,

- угольные ТЭС - 25%,

- ТЭС на газе и мазуте - 12,8%,

- солнечные электростанции - 9,27%,

- ВЭС - 0,62%;

- электростанции на биомассе -7%.

Чтобы избежать краха сектора возобновляемых источников энергии (ВИЭ), сохраняя при этом баланс между уровнем доступности для потребителей и финансовыми усилиями производителей по сохранению своих объектов по генерации мощности э/энергии ВИЭ , власти Румынии в 2017 г пересмотрели схему поддержки ГКС в соответствии с Указом о чрезвычайном управлении № 24/2017 (ego 24/2017) О внесении изменений в Закон О возобновляемых источниках энергии № 220/2008.

26 июня 2018 г палата депутатов Румынии одобрила проект изменений в закон Об утверждении закона № 24/2017 - проект закона Об утверждении 2018 г(Закон)), внеся поправки.

Схема поддержки ГКС основана на обязательстве определенных участников рынка закупать определенное количество ГКС у производителей зеленой энергии (обязательная квота на приобретение ГКС).

В конечном счете, стоимость ГКС ложится на потребителей, так как их поставщики выставляют счета пропорционально потребленной э/энергии.

После поправок, внесенных в закон № 24/2017, по состоянию на 31 марта 2017 г метод расчета обязательной квоты на приобретение ГТС был основан на фиксированном годовом количестве ГТС (рассчитанном как общее количество ГТС, которое, по оценкам, будет выпущено до закрытия схемы поддержки в 2031 г, включая ГТС, перенесенные на торговлю в течение 2013-2024 гг, разделенном на количество лет, оставшихся от периода поддержки) и конечном потреблении э/энергии, без превышения среднего значения 11,1 евро/MВт*ч для конечного потребителя.

Проект Закона исключает из расчета обязательной квоты на приобретение ГТС ранее введенный коэффициент фиксированного годового количества ГТС и предлагает определение квоты на основе конечного потребления э/энергии и расчетного среднегодового ГТС в счете-фактуре конечных потребителей.

Каждый декабрь, регулирующий энергетический орган Румынии (ANRE) будет определять предполагаемую обязательную квоту на приобретение ГТС на следующий год, принимая во внимание расчетное конечное потребление э/энергии на текущий год, так что среднегодовое влияние в счете-фактуре конечного потребителя составит 12,5 евро/МВт*ч в 2019 г, 13 евро/МВт*ч - в 2020 г и 2021 г, 14,5 евро/МВт*ч, начиная с 2022 г.

Начиная с 2023 г, ANRE может снизить среднегодовое влияние ГКС, чтобы сбалансировать предложение и спрос ГКС на рынке (в частности, если предложение будет ниже спроса).

Окончательная обязательная квота на приобретение ГКС устанавливается ANRE до 1 марта каждого года на предыдущий год.

В 2018 г среднее влияние ГКС максимум 11,7 евро/МВт*ч.

Величина в леях, отражающая воздействие на расчетной квоты, будет определяться с учетом валютного курса, рассчитываемого как среднемесячный курс обмена, установленный Национальным банком Румынии за первые 11 месяцев текущего года.

Для определения окончательной обязательной квоты на приобретение ГКС значение в леях рассчитывается на основе среднего обменного курса Национального банка Румынии за предыдущий год, а цена использованных ГКС-это средневзвешенная цена ГКС в сделках на анонимном централизованном рынке ГКС за предыдущий год.

Согласно положениям проекта Закона, новый метод расчета обязательной квоты на приобретение ГКС гарантирует принятие всех ГКС, выданных в период 1 апреля 2018 - 31 декабря 2031 гг, включая те, которые отложены от продаж, при условии, что годовое конечное потребление э/энергии не опускается ниже среднего значения, зарегистрированного на 2017-2022 г.

Проект Закона расширяет обязательство по приобретению ГКС для экспорта произведенной в Румынии э/энергии через 2-сторонние контракты в тех государствах, с которыми Румыния заключила 2-сторонние соглашения по этому вопросу.

Период отсрочки ГКС для солнечных электростанций (СЭС) будет сокращен до 31 декабря 2020 г (по сравнению с текущей - 31 декабря 2024 г). В период 1 января 2021 - 31 декабря 2030 гг (по сравнению с периодом 1 января 2025 – 31 декабря 2030 гг, как в настоящее время) возмещение будет производиться равными ежемесячными выплатами.

Период отсрочки ГКС для ветровых электростанций (ВЭС) и малых ГЭС, останется без изменений - 1 января 2018 - 31 декабря 2025 гг. Отложенные ГКС будут возмещены равными ежемесячными выплатами.

По состоянию на 1 сентября 2017 г, торговля ГКС разрешена только прозрачным, централизованным и недискриминационным образом, на централизованном анонимном рынке ГКС. 2-сторонние договоры купли-продажи ГТС, которые не были заключены на дату вступления в силу закона № 24/2017, больше не могут быть продлены или изменены, чтобы увеличить количество проданных ГТС, и заключение новых 2-сторонних контрактов запрещено.

Централизованный анонимный рынок ГКС включает централизованные платформы для торговли ГКС (спотовые и форвардные сделки), организованные OPCOM, что позволяет участникам рынка ГКС представлять предложения о продаже или покупке фирмы ГКС в отношении количества и цены, не раскрывая их личность другим участникам торговой сессии; форвардные сделки заключаются на основе стандартного формального соглашения. Проект Закона вводит принцип пропорционального распределения ГТС, торгуемой на спотовой платформе, на основе сделанных предложений о продаже/покупке.

Согласно проекту Закона, минимум 50% от числа ГТС, необходимого для выполнения обязательной квоты на приобретение ГТС, должны быть закуплены каждым из производителей и поставщиков, имеющих такое обязательство на рынке централизованных анонимных спотовых ГТС (обязательство должно исполняться как ежегодно, так и ежеквартально), чтобы увеличить ликвидность рынка. Такое обязательство не повлияет на 2-сторонние контракты, заключенные до вступления в силу Закона № 24/2017 и / или количество ГТС, переданных со счета производителя на счет Поставщика (для тех субъектов, которые являются как производителями, так и Поставщиками).

Проект Закона вводит возможность для 2х или более производителей возобновляемой энергии участвовать в централизованном рынке э/энергии вместе, как единая агрегированная организация, независимо от используемой технологии, в целях повышения финансовых и производственных показателей. В течение 6 мес после вступления в силу проекта Закона ANRE выпустит специальное Положение по этому вопросу. Эта поправка признает, что возобновляемая энергия непредсказуема и сильно зависит от погоды, поэтому, благодаря агрегации 2х или более производителей, дисбалансы, создаваемые в системе, уменьшаются, и производители смогут более эффективно представлять предложения о продаже на централизованном рынке

Малые производители Возобновляемой энергии получат льготы.

Для них повышен порог для освобождения от запрета на заключение 2-сторонних соглашений о приобретении электроэнергии и/или ГКС за пределами ОПКОМ, а именно производителей электроэнергии из ВИЭ мощностью не более 3 МВт (в настоящее время 1 МВт) на одного производителя, которые могут заключать непосредственно заключенные контракты на продажу электроэнергии и/или ГКС с поставщиками электроэнергии.

Любопытно предложение о введении новой альтернативной, факультативной схемы поддержки в виде фиксированной надбавки, устанавливаемой для каждого типа технологии. Согласно проекту Закона, Министерство энергетики совместно с ANRE может представить на утверждение Правительства новую схему государственной помощи производителям э/энергии из ВИЭ в виде фиксированной премии за каждый вид технологии, которая будет добавлена к средней цене э/энергии, полученной в результате сделок, заключенных на централизованном рынке электроэнергии. Такая альтернативная схема поддержки подлежит утверждению ЕК ЕС.

Проект Закона вводит понятие Просумер - это конечный потребитель, владеющий установками для генерации э/энергии (включая когенерацию), чья основная деятельность не является генерацией мощности э/энергии, который потребляет и может хранить и продавать э/энергию, произведенную им из ВИЭ (в его здании, многоквартирном доме, жилом районе и тд), при условии, что продажа и/или хранение э/энергии не представляют собой основную коммерческую или профессиональную деятельность бытового автономного потребителя.

Согласно Законопроекту просумеры, владеющие ВИЭ с установленной мощностью не более 27 кВт/1 потребитель, могут продавать произведенную и поставленную в сеть э/энергию своим поставщикам. Поставщики обязаны закупать э/энергию у просумеров по цене, равной средневзвешенной цене, зафиксированной на рынке на 1 день вперед в предыдущем году.

Просумеры могут устанавливать малые ВИЭ даже без регистрации и получения разрешений в госрганах.

Проект Закона уже направлен на утверждение Президенту страны.

Просумеры будут и в России.

В июне 2018 г А. Текслер сообщил о том, что Минэнерго РФ в 2018 г завершит разработку нормативно-правовых актов, которые позволят гражданам РФ строить малые ВИЭ и продавать излишки э/энергии в сеть.

О развитии программ локализации производства оборудования для электроэнергетики, ветровых, солнечных электростанций на территории России поведал в июне 2018 г председатель Комитета ГД РФ по энергетике П. Завальный в рамках работы Российского нефтегазового конгресса на полях 15й международной выставки «Нефть и газ»/ MIOGE.

В июне 2018 г Фортум получил право на строительство солнечной, в тч СЭС на 110 МВт, и ветряной генерации в РФ на основе механизма возврата инвестиций.

Японцы вот-вот приступят к строительству ветропарка в п Тикси.

В 2018 г 1й ветропарк в Адыгее планирует ввести в эксплуатацию Росатом.

После возвращения Крыма в состав России активность по ВИЭ там немного снизилась.

В Казахстане тоже не дремлют.

В июне 2018 г К. Бозумбаев поведал о реализации концепции по переходу Казахстана к зеленой экономике.

В июне 2018 г в Казахстане стартовал 1й совместный проект ЕБРР в области ВИЭ. Китайская Risen Energy построит СЭС мощностью 40 мВт в Карагандинской области.

В Иране мощность генерации электроэнергии из ВИЭ уже достигла 581 МВт, в июле 2018 г Китай и Италия подписали Меморандум (МоВ) с Ираном о строительстве ряда СЭС общей мощностью 100 МВт в центральной провинции Йезд.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram