Спецкорр Neftegaz.RU побывала во фламандской деревушке Эртвельд, где расположился один из крупнейших заводов смазочных материалов Total в Европе.
На примере этого ключевого игрока уже можно себе представить как будет организован первый в России блендинговый центр Total, который откроется в октябре 2018 г.
История появления Эртвельдского завода смазочных материалов весьма необычна и связана с Российской империей.
В начале 20го века бельгиец И. Уотеркейн основал в Чечне нефтяную компанию «Петролес Грозный» и под сенью российского бренда решил построить в Бельгии маслосмесительный заводик.
В ту пору акции этой «а ля рюс» компании высоко ценились на бельгийской фондовой бирже.
В 1923 г Уотеркейн продает Эртвельдский завод бельгийским инвесторам. А какова же дальнейшая история «Петролес Грозный»? Пришедшие к власти в России большевики национализировали всё имущество, в том числе экспроприировали и чеченский актив Уотеркейна.
А маслосмесительный завод в Эртвельде, правда сегодня уже принадлежащий французской Total, стоит и по сей день.
Это, без преувеличения, крупнокалиберный актив в сети заводов Total lubricants.
На территории площадью в 117 650 м2 находится не только производство, но и логистический центр и даже штаб-квартира ANAC.
Особую стратегическую ценность представляет география завода, он великолепно расположен для всех судов, которые причаливают в Роттердаме или Антверпене.
По этой причине Эртвельдский завод является важнейшим хабом для дистрибьюции продукции в странах Бенилюкса, Германии, Скандинавии и Восточной Европе.
Рабочие будни Эртвельде
Директор завода Петер де Йонге встречает нас на проходной.
Для меня настоящая журналистская удача, что в этот же день в Эртвельде с техническим визитом находится и руководство нового российского завода Total.
Кстати, о проходной.
На один из отечественных заводов смазочных материалов меня допустили только после проверки алкотестером.
На бельгийском заводе, видимо, вопрос стоит не так остро и количества этанола в моем организме никого не заинтересовало.
Тем не менее управляющий де Йонге, прежде чем провести экскурсию, зорко следит, чтобы на всех были надеты светоотражающие жилеты, бутсы, каски и защитные очки, а по периметру мы передвигались гуськом внутри прочерченных на асфальте красным цветом линий.
Блендинговый центр в Эртвельде производит продукцию для различных отраслей промышленности: моторные и трансмиссионные масла, гидравлические жидкости и специальные продукты.
Ровно 27 лет назад завод подвергся полному техническому обновлению.
Благодаря этому его производственная мощность выросла с 30 тыс т в 1991 г до 180 тыс тонн в 2017 г.
Однако и эта производственная мощность не предел.
Как рассказал Neftegaz.RU Петер де Йонге, в 2018 г одной из самых крупных инвестиций станет внедрение новой линии розлива для небольших объемов, благодаря которой появится возможность выпускать продукцию объемом 4 и 5 литров.
В связи с этим заводом поставлена цель – запустить новую линию до конца 2018 г, чтобы нарастить дополнительную мощность к январю 2019 г.
Директор завода де Йонге рассказал, что для создания смазочных материалов на Эртвельдском заводе используют 40 базовых масел, 200 присадок и 320 рецептур.
Главным же достижением 2017 г на заводе стало использование нового типа паллет.
В связи с этим на автоматизированном складе была произведена замена стеллажей, что в 2017 г стало крупной инвестицией в завод.
С середины января 2018 г производство использует новые паллеты, по словам де Йонге, они надежнее и безопаснее.
За несколько часов я побывала на основных технологических объектах завода, в цехе смешения, на линии розлива готового масла, в центре управления, откуда контролируются все процессы производства и в лаборатории по контролю качества масел.
Надо сказать, меня особенно впечатлил вышеупомянутый автоматизированный склад готовой продукции высотой в 13 этажей, где проворно орудовали умные роботы-краны.
АNAC (ANAlysis Compared – «Сравнительные анализы»)
Именно в бельгийском г Эртвельде с 1967 г находится штаб-квартира европейской ANAC.
Это сервисная программа мониторинга смазочных материалов с конкретными рекомендациями по устранению проблем.
Порой замена мелких деталей, типа воздушного фильтра за 25 евро может предотвратить замену аппарата стоимостью в 50 000 евро, - рассказал во время экскурсии директор лаборатории Роберт Янсенс.
ANAC в Эртвельде гордится феноменальной базой данных, в ней содержатся результаты более 6 млн результатов диагностики.
Кстати, филиал этой лаборатории находится у нас в г Санкт -Петербурге.
Во время экскурсии по заводу управляющий де Йонге порой развивал поразительную скорость, но мне все же удалось запечатлеть важные моменты из жизни предприятия.
Ведь как говорят японцы, 1 взгляд стоит 1000 слов.
На Эртвельдском заводе, который работает в 3 смены, трудятся около 190 сотрудников.
Во время посещения столовой я обратила внимание на то, что в очередь выстроились исключительно молодые люди.
Действительно, подтвердил, директор завода де Йонге, средний возраст сотрудников – около 30 лет.
Обед в столовой был хорош, отличный соус к рыбе, малина пахла малиной и даже чай предлагался неординарный - со вкусом кофе.
Я полюбопытствовала у рядом сидящего де Йонге во сколько же обходится обед рядовому сотруднику завода?
Оказалось, что всего в 1 евро.
Интересно, какими будут цены на обед в столовой российского завода Total?
Впрочем, по России, на тот момент у меня были вопросы и поважнее.
До сих пор все масла, реализуемые Total у нас, в Беларуси и Центральной Азии, были европейского производства.
То есть от Калининграда до Астаны, можно было быть уверенным, что качество продукта идентично.
Немало отечественных потребителей всенепременно зададутся вопросом, а как же будут обстоять дела с качеством продукции Made in Russia?
Богдан Янкау (Bogdan Iancau), управляющий заводом Total в Калуге, заверил Neftegaz.RU, что качество смазочных материалов, произведенных в российской Freight Village Ворсино, будет европейским.
Потому как в производстве будут применяться новейшие технологии, максимальная автоматизация производства, а контроль качества в лабораторных условиях будет не менее жестким, чем в Эртвельде.
На вопрос о российских поставщиках базового масла, специалист из Румынии с 19-летним стажем Б. Янкау отметил, что несмотря на то, что качество российского масло в последние годы значительно улучшилось, для производства высокотехнологичной продукции базовое масло Total будет по-прежнему импортировать.
При этом компания намерена работать и с российским сырьем, но только после контроля качества в штаб-квартире Total.
Что за зверь Freight Village Ворсино?
Отдельно стоит упомянуть о весьма выигрышном расположении 1го российского завода Total Lubricants.
Freight Village Ворсино, где и находится свежепостроенный завод, располагается на границе Новой Москвы и Калужской области.
Это один из крупнейших в стране мультимодальных производственно-логистических центров в уникальном формате «грузовой деревни», которая включает в себя и производство, и первоклассную логистику, складские комплексы, таможню, и даже общежития.
Кстати, Ворсино – это еще международный инфраструктурный проект «Новый шелковый путь», который станет крупным грузоперерабатывающим и распределительным пунктом на пути из Азии в Европу.
О глобальном. Total хочет в тройку
Как раз в день моего визита в Эртвельд на заводе также находился директор по стратегии и поддержке бизнеса Total Lubricants Максим Дюпа.
Он заявил, что в ближайшие годы Total планирует «взять бронзу» на мировом рынке смазочных материалов.
На данный момент глобальный рынок напоминает пирог, разрезанный на мелкие кусочки.
На самого крупного мирового игрока Shell в 2017 г пришлось всего лишь 11%.
Французский Total занимает 4е место с долей в 5% и, по словам Максима Дюпа, стремится занять 3е место.
Конкурентная схватка обещает быть ожесточенной – замыкающая нынче 3ку мировых лидеров BP и, буквально идущая «ноздря в ноздрю» с Total, Chevron навряд ли собираются сдавать позиции.
Россия как стратегический рынок
Россия - это самый крупный в Европе и 5й по величине рынок сбыта масел в мире.
Его ежегодный объем составляет примерно 1,3 млн т/год, в сегменте высокотехнологичной продукции по-прежнему лидируют зарубежные бренды.
Однако в последние годы из-за непростой экономической ситуации, обсценивания рубля и снижения продаж автомобилей, а также повышения конкурентоспособности отечественных производителей в премиальном сегменте, отметилась явная тенденция на снижение объема импортной продукции.
Иностранные игроки на российском рынке необычайно активизировались, энергично инвестируют в российские производственные площадки или же модернизируют имеющиеся.
Сложившуюся ситуацию в точности описала Алиса из Страны чудес, «Здесь, чтобы стоять на месте нужно бежать изо всех сил, а чтобы куда-то попасть, нужно бежать по крайней мере в 2 раза быстрее».
Вот и французский Total пару лет назад решился на строительство производственной площадки в г Калуге и выделил на это инвестиции в общем объеме 50 млн долл США.
Там же в Эртвельде я поинтересовалась у Яцека Сжелага (Jacek Szelag), коммерческого директора Total, удалось ли вписаться в этот бюджет?
«Удалось», - ответил Сжелаг, - «Бюджет проекта никак не превышен. Кроме этого локализация производства и оптимизация логистических затрат позволит нам снизить цену на продукцию, что весьма привлекательно для нашего конечного потребителя. Сейчас у нас 50 сотрудников и уже в апреле мы уже начинаем производство. Первоначальная мощность российского завода составит 40 000 тонн, а следующая наша задача - это увеличение производства до 75 000 тонн.»
From Belgium with love
После 2-часовой экскурсии я не преминула спросить управляющего заводом Петера де Йонге, а не принимал ли бельгийский завод участие в российском проекте Total Lubricants?
- «О да!», - улыбнулся де Йонге, - «И это была женская команда поддержки! В 1ю очередь, это наш знаменитый инженер Диана, которая 2 года работала на заводе Total в Эртвельде и сейчас принимает участие в запуске завода в России.
Совместно с техническими специалистами она руководит процессами, начиная от установки и заканчивая запуском оборудования.
Также еще 2 мои сотрудницы съездили в Россию, чтобы поделиться своим опытом с коллегами, которые работают в лаборатории, провести первые пробы и смешивание.
Они помогали начальнику лаборатории, с установкой всего нового оборудования, а также в разработке методов, которые мы используем для проверки присадок, базовых масел и готовых продуктов.»
«Кроме этого, в декабре 2017 г у нас в гостях были сотрудники завода из России и провели у нас на заводе несколько недель», - поведал де Йонге.
Вот такие вот нерушимые связи сохраняются между странами и спустя 100 лет после основания российской компанией «Петролес Грозный» маслосмесительного завода во фламандской деревне Эртвельде.
В 21м веке Бельгия переняла эстафету и принимает участие в запуске завода в России, официальное открытие которого состоится уже через полгода.
P.S.
И дым Отечества нам сладок и приятен
Жаль, что мне не удалось пообщаться с водителем этого транспортного средства, прибывшего на Эртвельдский завод из Германии.
Лишь неделю спустя, рассматривая фотографии, я заметила на стекле немецкой фуры наклейку с до боли знакомым двуглавым орлом, что в очередной раз меня утвердило в приятной мысли, что все дороги ведут в Россию.
Автор: Виктория Гайгер