Пекин, 3 мая - ИА Neftegaz.RU. Китай перебросил на спорный архипелаг Спратли (Наньша) в Южно-Китайском море противокорабельные ракетные комплексы и системы ПВО.
Такая информация появилась 3 мая 2018 г.
Военные системы были доставлены в течение последних 30 дней на 3 из 4 укрепленных форпоста к западу от Филиппин в Южно-Китайском море.
Речь идет о форпостах на рифах Саби, Мисчиф и Файери-Кросс.
За счет этого Китай сможет наносить удары по судам в радиусе 295 морских миль (около 546 км), а также поражать воздушные цели на расстоянии 160 морских миль (примерно 296 км).
США уже отреагировали, напомнив о призывах к Китаю и другим государствам, имеющим претензии на острова, воздержаться от резких движений.
В частности, США призывают отказаться от дальнейшего освоения спорных территорий, возведения новых сооружений и использования их в военных целях.
Дальнейшая милитаризация форпостов приведет к росту напряженности и усугубит недоверие среди государств, имеющих претензии, увещевает военное ведомство США.
Но Китай серьезно настроен на укрепление позиций в Южно-Китайском море, а действия США серьезно нервируют Китай.
В середине зимы эскадренный миноносец ВМС США Хоппер прошел вблизи от рифа Скарборо.
Китай выразил решительное неудовлетворение действиями США и обвинил США в нарушении суверенитета.
В ответ США заявили, что корабль прошел вблизи острова в соответствии с принципом открытого моря, гарантирующим свободное судоходство.
Также США призвали Китай не усматривать в ситуации политического подтекста.
Китай отреагировал тем, что в начале апреля 2018 г установил на 2 островах в юго-западной части Южно-Китайского моря оборудование, способное глушить системы связи и радиолокаторы.
Развертывание этих систем может повлиять на операции ВМС США в этом районе.
Споры о принадлежности ряда островов в Южно-Китайском море идут уже много лет между 5 странами - Китаем, Брунеем, Вьетнамом, Малайзией, Филиппинами.
Центрами напряженности являются риф Скарборо и архипелаг Спратли, включающий 45 островов небольшого размера.
Одной из основных причин конфликта являются попытки установить контроль, в т.ч и военный, за районом вблизи от Малаккского пролива.
Это стратегически важный транспортный узел - через него проходит около 60% китайской торговли и до 80% китайского импорта углеводородов.
Еще 1 важный фактор - архипелаг Спратли богат нефтью и газом.
По данным Минэнерго США, в районе Рид-бэнк архипелага Спратли сосредоточено до 5,4 млрд барр нефти и до 55,1 трлн м3 природного газа.
А в целом потенциальные запасы нефти на шельфе Южно-Китайского моря оцениваются в 10-16 млрд т.
Это делает регион 3м по объему потенциальных энергоресурсов после Венесуэлы и Саудовской Аравии.
Китаю, провозгласившему стратегию по снижению импортозависимости по энергоносителям, но реализующему эту стратегию очень медленно, такие запасы очень нужны.
Китай претендует на 90% акватории Южно-Китайского моря, составляющей 3,5 млн км2.
В 2014 г китайские власти попытались решить территориальный вопрос за счет строительства искусственных островов.
В районе архипелага Спратли было создано 7 насыпных островов общей площадью свыше 1170 га.
В 2016 г Международный трибунал, созданный при посредничестве Постоянной палаты третейского суда в Гааге, постановил, что Китай не имеет исторического права на добычу ресурсов в спорных районах в Южно-Китайского моря.
На это решение Китай отреагировал просто, заявив, что его права и суверенитет не будут затронуты этим судебным решением.