Белорусские НПЗ должны иметь альтернативные источники поставок нефти.
Об этом 9 февраля 2018 г заявил заместитель премьер-министра Беларуси В. Семашко на заседании совета концерна Белнефтехим.
В. Семашко констатировал, что в 2017 г Нафтан и Мозырский НПЗ получили для переработки 18 млн т российской нефти.
В 2018 г цифра будет такая же, что соответствует договоренностям с Россией.
Вместе с тем он отметил, что должны быть другие варианты поставок нефти.
По его словам, с учетом стоящих перед отраслью задач, это очевидно для директоров НПЗ и руководства концерна Белнефтехим.
В 2017 г в рамках диверсификации источников углеводородного сырья были организованы поставки иранской нефти.
Вице-премьер подчеркнул, что все вопросы по нефти с Россией урегулированы до 2024 года включительно.
С Беларуси снято обязательство ежегодно поставлять в Россию 1 млн т нефтепродуктов в год, если бы эти поставки были обязательными, это могло бы привести к убыткам в размере $150 млн в год.
Напомним, что в апреле 2017 г Россия и Беларусь разрешили нефтегазовый спор.
Это произошло по итогам встречи В. Путина и А. Лукашенко.
В ходе интенсивных переговоров, на которых был и А. Новак, были достигнуты следующие договоренности:
- После парафирования соответствующих изменений межправсоглашения Беларусь вернет долг Газпрому - около 726 млн долл США;
- С 1 января 2018 г по 31 декабря 2019 г Газпром предоставит Беларусь скидку на природный газ;
- Россия восстановит объемы поставок нефти - 24 млн т, 18 из которых на переработку;
- Россия и Беларусь договорились о создании к 1 января 2018 г единого рынка газа, а к июлю 2019 г - единого рынка электроэнергии;
- К 2024 г страны намерены подписать межправительственное соглашение по единому рынку газа в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Беспошлинно поставляя нефть на белорусские НПЗ, Россия посчитала логичным, чтобы Беларусь экспортировала нефтепродукты с использованием российской железнодорожной инфраструктуры и портов.
Беларусь, объясняя свой выбор в пользу портов Прибалтийских стран, приводит 2 основных довода - высокую стоимость транспортировки и перевалки нефтепродуктов в российских портах и наличие долгосрочных контрактов с прибалтийскими портами.
Для стимулирования белорусских перевозок РЖД до конца 2018 г предоставляют 50%-ную скидку по нефтеналиву для перевозки с белорусских НПЗ.
Беларусь посчитала эту скидку недостаточной, но последующие обсуждения показали, что стоимость транспортировки до прибалтийских портов (в частности, до латвийского Вентспилса), вполне сопоставима со стоимостью транспортировки до Санкт-Петербурга и Высоцк.
Напомним, что Беларусь, в качестве альтернативного варианта для закупки нефти рассматривала Иран, но отношения 2х стран не сложились.
В декабре 2017 г Беларусь возобновила переговоры о поставке нефти на свои НПЗ с Азербайджаном.
В обмен она предлагает SOCAR реализовать на своей территории автозаправочный бизнес.
В 2016 г Белоруссия закупила 85 тыс т нефти в Азербайджане, откуда нефть поставлялась в Беларусь через Одессу.