Росгеология начала восстановительный ремонт и работы по вводу в эксплуатацию инженерно-геологического бурового научно-исследовательского судна (НИС) Бавенит.
Об этом Росгеология сообщила 7 февраля 2018 г.
Бавенит ( названный в честь редкого минерала)был построен в 1986 г на верфи Holming OY в Финляндии по проекту П-2790.
Судно имеет классификацию DYNPOS-2 и ледовый класс Arc4.
Экипаж – 65 человек.
Бавенит является единственным в России специализированным судном для инженерно-геологического бурения и геотехнических исследований в скважинах.
Судовладелец - Арктические Морские Инженерно-Геологические экспедиции (АМИГЭ), дочка Росгеологии.
Порт приписки - Мурманск.
Судно ходит под российским флагом.
Для проведения буровых и геотехнических работ судно оснащено:
- буровой вышкой высотой 26 м и грузоподъемностью до 80 т,
- буровой шахтой размером 4,5х4,5 м,
- компенсатором вертикальных перемещений судна до 7 м,
- системой динамического позиционирования KONGSBERG SDP-21, позволяющей в автоматическом режиме удерживать судно на точке исследований или двигаться с заданными параметрами при проведении различных видов работ.
Буровое оборудование, установленное на судне Бавенит, позволяет осуществлять такие работы:
- вращательное бурение двойной колонковой трубой (без обсадки) в грунтах и горных породах (буровая установка немецкой фирмы WIRTH),
- скважинный пробоотбор при помощи колонкового снаряда Christensen, вдавливаемого Wipsampler, забивного Hammer sampler и поршневых Piston пробоотборников диаметром 51 и 76 мм,
- отбор грунтовых колонок забортными техническими средствами (пробоотборниками): гравитационными поршневыми забивными трубками,
- испытание грунтов в массиве (in-sitn) статическим зондированием (зонд соответствует Евростандарту), измеряемые параметры: лобовое сопротивление боковое трение поровое давление температура.
Уже в 1991 г НИС Бавенит был арендован голландской Fugro, известной компанией, предоставляющей геотехнические, геодезические, подводные и геофизические исследования.
Любопытно, что именно на Бавените Fugro впервые отработала морские полевые испытания бурения с помощью алюминиевых труб. Это было безрайзерное бурение с подводным отбором керна. Алюминиевые трубы активно использовались в СССР в Западной Сибири, потому что алюминиевая труба имеет низкий удельный вес с высокой прочностью и устойчива к коррозии в средах H2S и CO2. Но это - лирика.
С 1999 г НИС Бавенит использовался в основном для работы за пределами российского шельфа.
При этом модернизацию судно не проходило и было изношено.
Судно продолжали использовать активно:
- в 2010 г итальянский филиал использовал судно для геотехнических исследований морского дна у г Манфредония в Адриатическом море;
- инженерно-геологические изыскания в экономической зоне Анголы проводились на основании контракта с компанией MAERSK Drilling. В 2014 г во время буровых работ в море на судне заклинило компенсатор буровой вышки, и с такой поломкой судно не могло дальше выполнять буровые операции. Тогда случился неприятный инцидент - НИС Бавенит был арестован в порту Луанды.
В 2017 г стало известно о том, что изыскиваются средства на ремонт судна.
Правительство РФ предложило перераспределить бюджетные средства, направив сэкономленные 700,7 млн руб с экологических статей на ремонт НИС Бавенит.
Соответствующую субсидию в рамках реализации программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» предлагалось предоставить АМИГЭ.
Это предложение вызвало критику со стороны комитета Госдумы РФ по экологии.
Тем не менее, восстановительный ремонт судна Бавенит начался в декабре 2017 г.
В октябре 2017 г был объявлен тендер на перегон НИС в порт Калининград стоимостью 22 млн рублей.
Перегон НИС - без экипажа на борту и в законвертованном состоянии, без перерыва и задержек, за исключением необходимых и в соответствии с хорошей морской практикой.
Вероятно, ремонт производится на Прибалтийском ССЗ Янтарь, хотя Росгеология об этом пока не сообщала.
К окончанию модернизации судно будет 1 из самых технически оснащенных инженерно-геологических судов в мире.
Оно будет способно:
- бурить параметрические и разведочные скважины на глубину до 500 м при глубине моря до 500 м,
- выполнять бурение инженерно-геологических скважин на глубину до 400 м при глубине воды до 1100 м,
- выполнять геотехнические исследования грунтов в скважинах при глубинах до 1800 м,
- изучать забортными устройствами грунтовый разрез и его характеристики на глубину до 40 м при глубине воды до 2500 м,
- отбирать образцы донных грунтов при неограниченной глубине моря.
В настоящий момент выполняется ремонт и обновление судового, геотехнического и бурового оборудования.
Работы планируется завершить в мае 2018 г.
В осенне-летний сезон 2018 г планируются работы судна на арктическом шельфе России.
Также в настоящий момент ведутся переговоры по загрузке судна на 2019 г.
Судно сможет не только участвовать в проектах Газпрома, Роснефти, НОВАТЭКа и ЛУКОЙЛа, но и поможет решить вопросы по подтверждению местоположения внешней границы континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане.
Также обсуждается возможность его привлечения к работам по инженерно-геологическому и геокриологическому картированию российского шельфа Арктики.