Россия придает большое значение восстановлению экономики Сирии, в частности нефтегазовой сфере.
Вопросы сотрудничества министр энергетики РФ А. Новак обсудил с министром нефти и минеральных ресурсов Сирийской Арабской Республики А. С. Ганемом.
Об этом пресс-служба Минэнерго РФ сообщила 5 февраля 2018 г.
Министры обсудили состояние и перспективы 2-стороннего сотрудничества в нефтегазе, в частности по линии российско-сирийской межправительственной комиссии, а также российско-сирийской рабочей группы по сотрудничеству в сфере энергетики.
Восстановление экономики Сирии, отметил А. Новак, безусловно, будет способствовать нормализации социально-экономической ситуации в стране.
В конце января 2018 г А. Новак и министр электроэнергетики Сирии М. З. Харбутли подписали Дорожную карту сотрудничества в сфере энергетики на 2018 г и последующий период.
План предусматривает поэтапную реализацию стратегически важных проектов по восстановлению, модернизации, а также строительству новых энергообъектов на территории Сирии.
Принять участие в реконструкции ТЭС в Сирии в рамках дорожной карты может принять участие Технопромэкспорт, дочка Ростеха.
В восстановлении своей энергетической инфраструктуры Сирия полагается на участие России.
Основными направления для сотрудничества станут разведка нефти и газа, реабилитация стационарных нефтяных объектов и создание новых, в дополнение к инвестициям в область минеральных ресурсов, техподдержка, а также обучение и подготовка рабочих кадров.
Сирия доверяет России вплоть до того, что в еще в феврале 2017 г президент Сирии Б. аль-Асад пообещал обеспечить эксклюзивное участие российских компаний в нефтегазе Сирии.
Говоря о потенциальных совместных проектах, вице-премьер Д. Рогозин упомянул крупные нефтедобывающие объекты, восстановление объектов инфраструктуры, железных дорог, порт, электроэнергетику.
От военного противостояния Сирия очень сильно пострадала.
Объем добычи нефти в стране упал многократно, большой ущерб был нанесен нефтегазовой инфраструктуре.
До начала боевых действий, Сирия в среднем добывала 385 тыс барр/сутки, то к октябрю 2017 г добыча упала в 24 раза, до 16 тыс барр/сутки.
Добыча природного газа сократилась в 1,6 раза - с 21 млн м3/сутки до 13,5 млн м3/сутки.
В денежном выражении потери нефтяного сектора Сирии за период войны, по предварительным подсчетам, превысили 68 млрд дол США.
Сирия планировала увеличить добычу нефти до конца 2017 г до 25 тысяч барр/сутки, а газа - до 16 млн м3/сутки.
Однако перспективы нефтегаза Сирии огромны, что сулит немалые прибыли подрядчикам из России.
До войны в Сирии был активен Стройтрансгаз, бенефициаром которого ныне является Г.Тимченко из окружения В. Путина.
В 2005 г Стойтрансгаз построил ГПЗ в южной части центрального района по контракту с Syrian Gas Company.
Ныне есть ряд незаконченных проектов.
Если учесть, что до войны компания Г. Тимченко была задействована в части прокьюремента, то не исключено, что в Сирии будет работать другая его компания - Стройтранснефтегаз (экс ЗАО Стройтрансгаз, Аргус петролеум), столь увлеченная подбором поставщиков и организацией логистики.
Американцы тоже не дремлют, поэтому за нефтегаз Сирии власти РФ ведут ожесточенную борьбу с США, хотя и необъявленную.
Нефть и газ в Сирии, в основном, сосредоточены в нефтеносном районе Пальмира и нефтеносной провинции Дейр-эз-Зор, поэтому основная борьба развернулась именно за эти территории.
То, что военспецам ВС РФ удалось удержать у власти лояльного властям РФ Б. Аль- Асада - это ошеломляющий успех российского оружия и военных.
Сравнивать мощь ВС РФ и США нельзя, они просто несопоставимы.
Казалось невероятным, что властям Сирии удастся удержать провинцию Дейр-эз-Зор, настолько близко она от Ирака и далеко от г Дамаска.
Но даже американцы вынуждены считаться в РФ после успешных действий ВС РФ в Сирии.
После возврата под контроль правительства Сирии нефтеносного района Пальмиры, было очевидно, что ожесточенная борьба РФ и США сосредоточится на нефтеносной провинции Дейр-эз-Зор.
Хотя опрошенных читателей Neftegaz.RU были уверены в том, что от Сирии отделится Восточный Курдистан, похоже, именно так будет развиваться ситуация.
На восточном берегу реки Евфрат расположены основные месторождения Дейр-эз-зора, и просто так США этот район не отдаст.
В настоящее время США контролируют около 25% территории Сирии к востоку от р Евфрат, районы вдоль границы с Ираком и в окрестностях г Ракка.
Здесь расположены 11 крупных нефтяных месторождений, ресурсы которых составляют около 1/3 всех энергетических ресурсов Сирии.
Борьба в Дейр-эз-зоре идет с переменным успехом:
- опрошенных читателей Neftegaz.RU считали действия Генштаба РФ определяющими в кампании по освобождению Дэйр-эз-зора;
- в октябре 2017 г боевики-оппозиционеры Сирийских демократических сил (СДС), поддерживаемые США, легко захватили у боевиков ИГИЛ (ДАИШ) крупнейшее нефтяное месторождение Аль-Омар на восточном берегу реки Евфрат;
- в начале ноября 2017 г Сирийская Арабская Армия (САА) вернула полный контроль над г Дэйр-эз-Зор;
- опрошенных читателей Neftegaz.RU считали это коренным переломом в войне с ИГИЛ;
- опрошенных читателей Neftegaz.RU уверены, что до прямого конфликта САА и СДС не дойдет, хотя после февральского 2018 г авиаудара США по САА, в результате которого погибли бойцы российской ЧВК, там становится тревожно. Нынешним авиаударом, в результате которого погибли около 100 бойцов САА, США откровенно заявили на свои права на освоение ресурсов Восточного берега реки Евфрат, хотя это не 1й такой авиаудар. 7 апреля 2017 г американцы нанесли удар 60ю Томагавками, выпущенными с кораблей в Средиземном море, по аэродрому в провинции Хомс;