Танкер-газовоз Gaselys, который должен был достичь восточного побережья США 22 января 2018 г, развернулся и следует обратно в Европу.
Об этом западные СМИ сообщили 19 января 2018 г.
К маршруту танкера -газовоза Gaselys внимание было приковано с 9 января 2018 г.
Тогда сообщалось, что танкер-газовоз Gaselys встал под загрузку на СПГ-терминале на острове Грейн (Isle of Grain) в Великобритании сразу после того, как там разгрузился красавец танкер-газовоз Кристоф де Маржери ледового класса, доставивший 1ю партию газа с российского СПГ-завода Ямал СПГ.
НОВАТЭК внедряет стратегию доставки СПГ танкерами - газовозами ледового класса лишь до перевалочных СПГ- терминалов, чтобы повысить эффективность доставки и использования танкеров.
Танкер-газовоз Gaselys, принадлежащий Engie, вполне мог забрать из СПГ-терминала газ, добытый на Южно-Тамбейского газоконденсатном месторождении (ГКМ) - ресурсной базе проекта Ямал СПГ.
Но, не факт, потому что технологически, СПГ закачивается в любое свободное хранилище в СПГ- терминале, и выделить конкретный газ невозможно.
С экономической точки зрения было логично реэкспортировать СПГ на более высокомаржинальный рынок вместо того, чтобы закачивать его в ГТС Великобритании.
National Grid, оператор СПГ-терминала, туманно заявил 10 января 2018 г, что не намерен комментировать намерения грузоотправителей СПГ, использующих инфраструктуру компании.
Конечной точкой его маршрута назывался регазификационный СПГ-терминал Everett, расположенный в США неподалеку от г Бостона.
Проект Ямал СПГ контролирует В. Путин лично.
опрошенных читателей Neftegaz.RU считают проект Ямал СПГ - важнейшим для России.
Если учесть, что проект Ямал СПГ, да и оператор Консорциума - НОВАТЭК находятся под санкциями США, то непринужденные поставки русского СПГ американцы вполне могут считать не только Троянским конем, но и откровенной издевкой на фоне титанических усилий по выходу американского СПГ на мировой рынок.
Прибыть в г Бостон Gaselys должен был 22 января 2018 г.
Поставка этого груза СПГ на споте объясняется ужасно холодной для американцев погодой и снежными метелями на восточном побережье США, которые спровоцировали резкий рост потребления газа и, соответственно, цен на газ.
Приглашаем американцев на полуостров Ямал, где МЧС Тазовского района предупредило о холодной погоде в период 19-23 января 2018 г с температурой от -64оС до -79оС!
Что для американцев - холод, то для сибиряков - так, обычная погода.
Но спотовые цены на газ на основной площадке Henry Hub в период 28 декабря 2017 г - 5 января 2018 г стремительно выросли в 2,1 раза до 6,4 долл США/млн БТЕ.
А на входе в ГТС г Нью-Йорка цена поднималась до 175 долл США/млн БТЕ.
Для сравнения: что за всю историю газовых фьючерсов максимальной была цена около 13 долл США/млн БТЕ.
А после начала сланцевой революции, цена на газ никогда не доходила до 6 долл США/млн БТЕ даже в пиковые месяцы, оставаясь на среднем уровне 3 долл США/млн БТЕ.
- большинство опрошенных читателей Neftegaz.RU посчитало, что это обычная операция на спотовом рынке газа.
СПГ-терминал Everett за последние 2 недели получил 2 сверхплановых груза СПГ, купленных на споте, и подвоха никто не ждал.
Но продвинутые обыватели, зная предысторию этой поставки, ждали неожиданной развязки, потому что американцы - мастера эндшпиля, особенно в баталиях на мировом газовом рынке.
Буквально на последних шагах американцы торпедировали:
- проект магистрального газопровода (МГП) Южный поток из РФ в Болгарию в 2014 г;
- чуть не торпедировали проект МГП Турецкий поток, который удалось буквально реанимировать властям РФ и Турции;
- ведут ожесточенную борьбу против МГП Северный поток-2.
Нужно ли пояснять, насколько нежелательно американцам получать российский газ на своей территории?
И действительно, после 3х недель пути, незадолго до прибытия в порт назначения танкер развернулся и направился обратно в Европу.
Были разные мнения насчет конечной точки маршрута, куда танкер может прибыть ориентировочно 28 января 2018 г:
- порт Альхесирас в Испании;
- Гибралтар - бункеровочный хаб СПГ.
Ошеломленная Engie сначала не комментировала изменение в маршруте танкера - газовоза Gaselys, но затем вяло объяснила это штормовыми условиями в порту прибытия, подтвердив СПГ-терминал Everett конечной точкой маршрута.
Для любознательных напомним, что в г Бостоне в эти январские дни ожидается малооблачная погода около 0оС, слабый ветер - 3 балла по шкале Бофорта, поэтому танкеры - газовозы должны чувствовать себя комфортно при разгрузке.
Пока танкер-газовоз не достиг конечной точки маршрута, есть различные варианты развития событий:
- груз СПГ таки будет доставлен в г Бостон, если Engie удастся доказать, что загруженный СПГ в терминале Everett не идентифицирован, как российский;
- груз СПГ не дойдет до США и будет разгружен в Европе или любом другом месте.
Других вариантов просто нет.
Причина отказа от груза СПГ с танкера - газовоза могут быть разные:
- совсем простая - погода в США нормализовалась, что привело к снижению цен на газ. Получить максимальную выгоду поставщик не успел и развернул танкер-газовоз в более перспективном направлении;
- другой получатель предложил более выгодную цену. Испания, к примеру, в настоящее время увеличивает импорт СПГ из-за увеличения спроса на газ и сокращения поставок Sonatrach по магистральному газопроводу (МГП) из Алжира.
Любопытно, что испанская Gas Natural Fenosa, скандально известная по несостоявшемуся проекту Одесского СПГ-терминала, в ноябре 2013 г, первой из зарубежных компаний заключила 25 - летний контракт с Ямал СПГ на поставку 80 млрд м3 с началом первых поставок в 2017 г, но 1е поставки с проекта в декабре 2017 г ушли на спот;
- американцы отказались от этого груза СПГ по политическим причинам. Поставки российского газа в США уж слишком сильно не вписываются в американскую стратегию гегемонии на мировом рынке СПГ.
Почему танкер-газовоз Gaselys развернулся в море, чуть не доходя до СПГ терминала Everett в американском г Бостоне?