USD ЦБ — 59,34 +0,26
EUR ЦБ — 69,95 +0,29
Brent — 62,22 −0,80%
понедельник 20 ноября 14:46

Новости / Рубрики

Подписка на новости

e-mail:

Последние новости

Вопрос недели

Станет ли СПГ основным энергоносителем?

архив вопросов

Новости // Энергетика

А. Новак - В. Путину: Более 30% всего генерирующего оборудования в России – старше 45 лет, и это проблема

15 ноября 2017 г., 09:45Neftegaz.RU1081

Теперь В. Путин по видеосвязи стал запускать не только объекты нефтегаза, но и электросети14 ноября 2017 г В. Путин побывал в Россетях, где провел совещание по вопросам развития электроэнергетики. 

В ходе посещения Россети президент РФ также:

- ознакомился с инновационными разработками для электросетевого комплекса;

- обсудил перспективы развития электроэнергетики России, в тч тепловой генерации;

в режиме видеоконференции дал команду на ввод в эксплуатацию подстанций (ПС) «Пресня» (г Москва), «Стадион» (г Самара), «Береговая» (г Калининград), входящих в электросетевую инфраструктуру Чемпионата мира по футболу 2018 г.

 

Тезисы от В. Путина:

- За последние годы удалось существенно нарастить возможности  сектора тепловой генерации.

За последние 5 лет, с 2012 по 2016 гг объем мощности тепловой генерации вырос на 6,7%.

Сегодня здесь сосредоточены 2/3 установленной мощности энергетики РФ - 164 ГВТ.

На тепловых электростанциях (ТЭС) вырабатывается почти 60% электроэнергии России.

На фоне роста мощности происходят и качественные изменения.

Благодаря вводу в строй новых установок снизилась аварийность тепловой генерации, повысилась устойчивость энергоснабжения предприятий, социальных учреждений, жилых домов.

Использование передовых технологий позволяет обеспечить и более строгие экологические стандарты.

 

- Позитивная динамика в работе энергосистемы России, а также снятие барьеров, оптимизация административных процедур позволили заметно упростить и сократить сроки подключения к технологическим сетям.

В  обновленном международном рейтинге Всемирного банка по параметру «подключение к системе электроснабжения» РФ заняла 10е место.

Для сравнения - в 2012 г Россия была на 183м месте из 190 стран.

- Созданный задел в виде новых мощностей дает сегодня возможность реализовать масштабную долгосрочную программу модернизации тепловой энергетики России.

Ее приоритеты:  вывод из оборота и замена устаревшего, неэффективного оборудования; внедрение ресурсосберегающих, экологичных технологий; развитие мощностей на основе современных установок, с более высокими характеристиками надежности и отдачи.

- Инвестиции в обновление генерации должны привести к снижению операционных расходов, а следовательно капитальные затраты не должны ложиться на плечи потребителей, бизнеса, граждан, социальных и государственных учреждений.

Иными словами, необходимо вписаться в действующий порядок установления энерготарифов.

 

Министра энергетики РФ А. Новак, который так же принимал участие в совещании, рассказал о задачах электроэнергетической отрасли промышленности, инвестициях и развитии.

Тезисы от А. Новака: 

- В отрасли за последние 5 лет общее потребление энергии увеличилось на 3,2 %.

В 2016 -2017 гг идет рост потребления: на 1,7% в 2017 г ожидается прирост.

Это означает, что после кризиса экономика восстановлена - и потребление э/энергии восстановилось.

 

- За 5 лет общий объем инвестиций в электроэнергетику составил 4 трлн рублей, из которых 1,7 трлн рублей - в сети и 2,3 трлн рублей - в генерацию.

За этот период было построено 156 тыс км электросетей, 103 тыс МВА (мегавольтамер) трансформаторной мощности, введено в эксплуатацию 35 тыс МВт новых мощностей.

 

- Важный показатель - это снижение количества аварий.

С 2012 г количество аварийности снизилось в генерации на 11%, а в электросетевом комплексе - почти на 20%.

- На 6 % была повышена топливная эффективность выработки э/энергии, это позволяет сейчас сэкономить порядка 35 млрд рублей/год только на топливе, потери снижены на 15%  по сравнению с 2012 г.

 

- Сегодня в РФ реализуется ряд крупных проектов, которые повышают надежность энергоснабжения:

  • обеспечение энергонезависимости Калининградской области;
  • строительство 2х крупных электростанций в Крыму общей мощностью 940 МВт;
  • обеспечение надежного снабжения объектов чемпионата мира по футболу;
  • идет строительство 4 крупных электростанций на Дальнем Востоке.

- Минэнерго РФ большое внимание уделил совершенствованию регулирования электроэнергетики, и была введена 4-летняя модель долгосрочных отношений на рынке мощности.

Это на сегодняшний день дает понятные ценовые ориентиры, дает возможность участникам рынка планировать инвестиции в долгосрочный период.

Принят был закон об «альтернативной котельной», который позволил существенно повысить привлекательность инвестиций в теплоэнергетику.

Этот закон заработает в полную силу с 1 января 2018 г.

 

- Проводится консолидация территориальных сетевых организаций (ТСО).

За период с 2015 г уже на 40% сокращено количество ТСО.

Введена система эталонов для расчета также нормативов цены при утверждении инвестиционных программ сетевых организаций, то есть сейчас все инвестиционные программы считаются по эталонным нормативным затратам.

- Была проведена работа по совершенствованию регулирования энергосбытовых компаний.

Введены финансовые гарантии на оптовом рынке, организован мониторинг финансового состояния 212 сбытовых компаний.

Принято постановление правительства РФ о лишении статуса гарантирующих поставщиков за долги перед генераторами и сетями.

- Во 2м чтении в Госдуме РФ рассматривается проект закона о лицензировании сбытовой деятельности.

- В РФ создаются расчетно-кассовые центры (РКЦ), их сейчас насчитывается около 300, и они работают в 50 субъектах страны.

- Большое внимание Минэнерго РФ уделяет платежной дисциплине, большой пакет документов был принят.

В результате ведомству удалось переломить тенденцию к постоянному росту дебиторской задолженности.

В 2017 г уровень расчетов на рознице составил 98,5% - и лучше, чем в 2017 г, почти на 1%, на 20 млрд рублей снизилась задолженность гарантирующих поставщиков.

Принятые регуляторные решения и жесткая конкуренция на рынке э/энергии обеспечили рост цены на э/энергию на уровне устойчиво ниже инфляции.

Сравнение с другими странами показывает, что цена на э/энергию в России сейчас 1 из самых низких в мире: в 2 раза ниже средней для промышленности по сравнению с другими странами и в 3 раза ниже для населения.

 

- По инициативе В. Путина в 2010 г была запущена программа строительства новой генерации на базе механизма договоров предоставления мощности (ДПМ).

С момента начала этой программы по настоящее время реализовано уже 130 проектов.

С 2010 г введено 30 тыс МВт новых мощностей.

Всего до конца 2020 г будет введено еще 6 тыс.

Можно сказать, что благодаря этому механизму был создан очень хороший инструмент, привлечены колоссальные инвестиции в российскую экономику - порядка 2 трлн рублей как со стороны российских, так и со стороны ведущих иностранных компаний.

Кроме этого, были достигнуты значительные макроэкономические эффекты - помимо инвестиций прирост налоговых поступлений, прирост ВВП.

1 из самых важных, ключевых эффектов реализации этой программы стало то, что мощнейшее развитие получило отечественное энергетическое машиностроение, проектные и строительные отрасли.

Программа ДПМ фактически возродила отечественный энергомаш после стагнации отрасли в 1990е гг.

И загрузка отрасли позволила вводить примерно до 4 ГВТ/год мощностей , в том числе это современные новые ТЭС, атомные электростанции - например, силовая установка на Новочеркасской ГРЭС, которая работает по технологии циркулирующего кипящего слоя, энергоблок на Нововоронежской АЭС с реактором поколения «3+».

Это то, что достигнуто как раз благодаря ДПМ.

На сегодня можно констатировать, что программа ДПМ заканчивает свое действие.

Она позволила обновить около 15% всей установленной мощности электрогенерации в России.

 

- Однако на фоне этих цифр я хотел бы обратить внимание на проблему старения оборудования, которая все равно остается очень острой.

В России сегодня, несмотря на 15% модернизацию, мы отмечаем все равно достаточно старый парк генерирующего оборудования в сравнении с развитыми странами мира.

Средний возраст составляет 34 года.

Более 30% всего оборудования - старше 45 лет.

Это очень большой показатель.

И, если ничего не делать, через 10 лет в разряд «за 50 лет» перейдет еще 1/4 оборудования, или почти 50 тыс МВт, при этом мы на сегодня имеем 2/3 оборудования с выработанным на 100%  ресурсом.

В соответствии с утвержденной в 2017 г правительством РФ генеральной схемой развития электроэнергетики требуется принятие инвестиционных решений в отношении порядка 130 ГВТ мощностей действующей тепловой генерации.

Парковый ресурс этих 130 ГВТ будет исчерпан до 2035 г.

Такой большой объем обусловлен тем, что практически не было вводов в 1990е гг, в 2000е гг, и надо модернизировать и заменить почти 60% установленной мощности генерации менее чем за 20 лет. 

Сложность в том, что нужно будет в этот момент работать и модернизацию производить при работающей системе.

Минэнерго РФ провело подготовительную работу, чтобы сформулировать предложения, как модернизировать энергетику без ущерба для надежности и с минимизацией финансовой нагрузки на потребителей.

Выработано 2 предложения, которые обсуждены с отраслевым сообществом, с федеральными органами власти.

 

1е предложение.

Проекты ДПМ сейчас в основном завершены, оставшиеся подходят к завершению.

Величина высвобождаемых средств с 2021 г будет составлять порядка 130-250 млрд рублей/год.

Это позволит произвести глубокую модернизацию.

Минэнерго РФ предлагает воспользоваться этим ресурсом для того, чтобы реинвестировать высвобождаемые средства в э/энергетику.

За весь период 2020 - 2030 гг объем высвобождаемых средств составит примерно 1,5 трлн рублей, что чуть меньше того объема, который был в период строительства новых мощностей, тем не менее он покрывает необходимость в инвестициях на модернизацию.

Это позволит провести модернизацию порядка 40 ГВт установленной мощности на период до 2030 г, примерно в течение 10 лет модернизировать от 3 до 4 ГВт мощностей. 

Почему мы предлагаем не строительство новых мощностей, а модернизацию?

Потому что по срокам это быстрее, это где-то примерно от 1го до 3х лет вместо 3-6 лет при новом строительстве.

Стоимость модернизации примерно в 3-4 раза дешевле строительства новых мощностей.

Посредством модернизации мы продлим срок работы электростанций на 15-20 лет в центрах как электрической, так и тепловой нагрузки и обеспечим загрузку отечественного машиностроения.

Предлагаются следующие основные параметры:

- обеспечить возврат вложенных инвестиций в период 15 - 20 лет, то есть использовать опыт уже предыдущего механизма модернизации с разумной доходностью в привязке к ОФЗ;

предусматривается механизм штрафных санкций за несвоевременное или неполное исполнение обязательств, будут определены типовые технические решения и эталонная стоимость проводимых работ;

 -  программа ДПМ может также охватить и распространяться на энергосистему Дальнего Востока.

 

2е предложение.

Минэнерго РФ считает целесообразным внести ряд корректировок в механизм рынка мощности, так называемый конкурентный отбор мощности, в части увеличения срока заключаемых договоров с 4 до 6 лет и изменение границ ценовых коридоров на соответствующий период.

Это позволит дополнительно еще дать жизнь порядка 100 ГВТ мощностей, продлить их срок эксплуатации на период до 2030 г для надежного функционирования энергосистемы, а по окончании программ модернизации, начиная с 2030 г, нужно будет вернуться к рассмотрению вопроса по этим 100 ГВТ.

 

В результате реализации данной программы ведомство хочет получить целый ряд значимых макроэкономических и отраслевых эффектов по аналогии, как из программы строительства новых мощностей.

Ввод первых проектов модернизации необходимо обеспечить уже к 2020 г и в период до 2025 г, поэтому нормативную базу необходимо запускать уже в 2018 г.

 

Обсудить на Форуме 

Комментарии

Пока нет комментариев.

Написать комментарий

Популярные новости


Neftegaz.RU context

Золотой резерв нефтегаза