Атомфлот прорабатывает возможность создания ледоколов, использующих в качестве топлива сжиженный природный газ (СПГ).
Об этом руководитель Атомфлота В. Рукша сообщил 9 ноября 2017 г.
Перевозки грузов по Северному морскому пути (СМП) стабильно растут.
В будущем ожидается серьезный рост объема перевозок за счет реализации проектов по производству СПГ.
С одной стороны это потребует увеличения объемов ледокольных услуг, а с другой - обращает внимание на возможность использования СПГ как топлива для будущих ледоколов.
В настоящее время идет строительство 3 атомных ледоколов проекта 22220, которые по мере ввода в эксплуатацию будут замещать отработавшие ресурс атомные ледоколы.
Но для полного покрытия перспективных потребностей в ледокольных услугах, по мнению В. Рукши, новых ледоколов будет недостаточно.
Для выполнения экономического плана, особенно в самый напряженный весенний период, Атомфлоту нужны ледоколы, которые можно быстро ввести в работу.
Мы должны иметь ледоколы, которые можно заводить, как современную машину: сел, завел, не понадобился - поставил в гараж, и он стоит до следующей работы, провел аналогию В. Рукша.
Именно такой режим работы могут обеспечить СПГ-ледоколы и Атомфлот в настоящее время прорабатывает экономические и технические вопросы.
СПГ-ледоколы могут быть задействованы для работ в Обской губе и Карском море в непосредственной близости от порта Сабетта и СПГ-завода Ямал СПГ.
Это позволит оперативно бункеровать ледоколы в месте оказания услуг и существенно снизит стоимость топлива для их заправки.
В сентябре 2017 г Атомфлот заказал у финской компании Aker Arctic Technology разработку концептуального проекта линейного ледокола, работающего на сниженном природном газе.
Выбор этой компании Атомфлот объяснил тем, что у Aker Arctic Technology имеется соответствующий опыт.
Планируемая ширина нового ледокола - около 32 м, максимальная осадка 8,5 м.
Запасы сжиженного газа на ледоколе должны составлять около 10 тыс м3. Ледокол будет способен к автономности в течение 20-25 суток.
Судно должно обладать ледовым классом Arc8, то есть способным к работе в сплоченных 1- и 2-летних арктических льдах при их толщине до 2,1 м в зимнее-весеннюю навигацию и до 3,1 м в летнее-осеннюю.
СПГ-ледоколы - тема новая, 1м в мире СПГ-ледоколом стал Polaris, построенный в 2016 г на верфи Arctech Helsinki Shipyard в Хельсинки, принадлежащей Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Polaris может использовать в качестве топлива СПГ, а также дизельное топливо.
Судно соответствует ледовому классу PC4 и может пробивать льды толщиной до 1,8 м при скорости до 3,8 узлов.
Технические характеристики:
- длина 110 м, ширина 24,4 м,
- дедвейт 3 тыс т,
- осадка 8 м,
- скорость 17 узлов,
- валовая вместимость 9,3 тыс т,
- автономность 30 дней,
- срок эксплуатации 50 лет.