НОВАТЭК и правительство Камчатского края подписали соглашение о строительстве в регионе терминала по перевалке сжиженного природного газа (СПГ).
Подписи под документом 23 октября 2017 г поставили глава НОВАТЭКа Л. Михельсон и губернатор Камчатского края В. Илюхин.
В России конкурс на проект FSRU с применением новейших криогенных материалов, по своим характеристикам стойким к воздействию низких температур и обладающим высокими теплоизолирующими свойствами, планировали объявить в 2016 г.
Пропускная мощность плавучего перевалочного камчатского СПГ - терминала составит до 20 млн т/год, и это немало.
Для сравнения, проект Ямал СПГ, реализуемый консорциумом во главе с НОВАТЭКом, включает 3 линии (train) мощностью 5,5 млн т/год каждая, таким образом мощность завода составит 16,5 млн т/год.
Терминал по перевалке СПГ необходим НОВАТЭКу для перегрузки СПГ, который будут экспортировать с завода Ямал СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона по Северному морскому пути (СМП).
НОВАТЭК планирует работать над проектом в максимально быстром темпе.
Объем инвестиций в проект будет определен через 4-6 месяцев.
Ранее сообщалось, что СПГ-терминал будет построен в бухте Моховая, близ Петропавловска-Камчатского в глубоководной бухте незамерзающего типа с прямым выходом в акваторию Тихого океана.
Причем для строительства будут использованы на плавучих платформах на гравитационных основаниях, так же как и в проекте Арктик СПГ-2.
Срок реализации проекта рассчитан до 2023 г.
Плавучий перевалочный СПГ -терминал позволит уменьшить использование танкеров - газовозов ледового класса, которыми планируется вывоз газа с арктических проектов НОВАТЭКа по Северному морскому пути (СМП).
Танкеры -газовозы ледового класса будут выгружать СПГ на камчатский перевалочный СПГ-терминал, откуда обычные, не ледового класса танкеры - газовозы будут доставлять СПГ потребителям.
Для любознательных напомним, что фрахт танкеров - газовозов ледового класса дороже, чем танкеров не ледового класса. При этом, скорость танкеров ледового класса в чистой воде - ниже, чем обычных танкеров - газовозов.
23 октября 2017 г Л. Михельсон обещал сделать заказ судостроительному комплексу (ССК) Звезда на танкеры -газовозы ледового класса для реализации этого проекта.
Из истории.
Тендер на строительство и эксплуатацию танкеров -газовозов арктического класса НОВАТЭК объявил еще в 2012 г.
Совкомфлот непринужденно предложил НОВАТЭКу совместно заняться транспортировкой СПГ с ямальских проектов в 2013 г.
В 2013 г победителем тенедера на строительство до 16 танкеров -газовозов арктического класса стала Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, с которой было подписано соглашение о резервировании слотов.
Шансы DS&ME на продолжение строительства упали после того, как В. Путин, посетив 8 сентября 2017 г ССК Звезда в г Большой Камень, тепло рекомендовал не только Роснефть, но и Газпрому, НОВАТЭКу, другим российским компаниям заранее, вовремя делать заявки на строительство судов.
Любопытно, что в 2013 г замначальника управления эксплуатации Совкомфлота Д. Русанов дерзко заявлял о том, что доставка СПГ с Ямала на восток по СМП будет сезонной и рентабельной при поставках потребителям не далее Сингапура, а индийский рынок, перспективный по емкости потребления, не входит в зону рентабельности таких поставок.
Для Камчатского края этот проект очень важен, поскольку часть газа будет использована для газификации региона.
Камчатский край в настоящее время потребляет около 400-450 млн м3/год газа при потенциале в 720 млн м3/год.
По словам В. Илюхина, в настоящее время газа для развития бизнеса в Камчатском крае не хватает.
Газпром разрабатывает на Камчатском полуострове Кшукское и Нижне-Квакчикское месторождения, расположенные на западном побережье.
Добыча на этих месторождениях прогнозировалась в объеме 750 млн м3/год газа.
Но месторождения оказались сложными и малоресурсными, а добыча оказалась гораздо ниже прогноза - 400 млн м3/год.
В сентябре 2017 г Газпром вынужден был отказаться от строительства еще 2 скважин на этих месторождениях.
Из-за этого Роснедра сомневаются в том, что Газпром сможет реализовать программу газификации региона.
Впрочем, у Газпрома есть еще варианты.
3-летний план компании предполагает бурение на Северо-Колпаковском и Кшукском участках недр, а также проведение геологоразведочных работ (ГРР) на участках недр Ноябрьский-1 и Ноябрьский-2.
По прогнозам, отпарной газ с перевалочного СПГ-терминала сможет покрыть нынешний дефицит газа на Камчатке.
Отпарной газ - это метан, который испаряется при хранении или транспортировке танкерами СПГ.
Для использования на объектах энерегтики газообразное состояние даже лучше, потому что пропускается операция регазификации, которая денежек стоит.
Теоретически, отпарной газ должен быть дешевле, чем СПГ, но тут, как стороны договорятся.
У НОВАТЭКа тоже выгода, потому что решается проблема утилизации отпарного газа, который нужно либо охлаждать до жидкой стадии, либо как-то утилизировать.
Пока информации о стоимости отпарного газа для объектов энергетики Камчатки не озвучена обывателям.