Успешно завершился 1й этап заводских ходовых испытаний ледокола Илья Муромец, построенного на Адмиралтейских верфях для ВМФ России.
Об этом Минобороны РФ сообщило 30 августа 2017 г.
Испытания начались 29 августа 2017 г, они проходили в акватории Финского залива и Балтийского моря экипажем ледокола под командованием капитана Г. Рутковского и сдаточной командой предприятия Адмиралтейские верфи.
Так, Илья Муромец выполнил программу скоростных и маневренных испытаний, была проверена работа всех систем и оборудования ледокола.
В традиционную программу заводских ходовых испытаний были включены и специально разработанные тесты.
В частности, экипажем и сдаточной командой завода были проведены детальные испытания палубных средств - 5 шлюпок-катеров и плашкоута, которые штатно базируются на ледоколе.
Каждое плавсредство было многократно спущено и проверено на воде.
В ходе испытаний, штатно размещенный на борту Ильи Муромца плашкоут успешно продемонстрировал возможность швартовки к необорудованному участку берега.
Была проведена проверка функционирования кранового оборудования в различных условиях.
Для этого осуществлялся спуск на воду шлюпки при помощи бортового кранового оборудования, а также постоянно изменялось расположение плавсредств и установленных на палубе контейнеров с оборудованием для ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН).
Самым сложным элементом программы 1го этапа стало испытание на тяговое усилие.
Перед сдаточной командной ледокола стояла задача подойти к испытательному «стакану», подать буксирный конец лебедки, зацепиться за гак и, медленно отойдя вперед на удаление 960 м, дать полный ход вперед.
В этот момент с помощью соответствующих приборов должна была фиксироваться величина тягового усилия, которое развивает ледокол.
Это испытание ледокол прошел за отведенные 2 дня - 1 день отводился на тренировку экипажа, 2й - непосредственно на процедуру замера.
В ходе испытаний было зафиксировано тяговое усилие в 97 т, что на 4 т превзошло заданные характеристики.
2й этап заводских ходовых испытаний ледокола Илья Муромец продлится до 10 сентября 2017 г и будет проходить в полигонах Балтийского флота в акватории Балтийска.
Судно отработает якорную стоянку на глубине 82,5 м при ветре более 17 м/с.
Также будут отработаны различные варианты захода и посадки вертолета на площадку ледокола.
Ледокол Илья Муромец является головным ледоколом проекта 21180.
Илья Муромец стал 1м ледоколом за 45 лет, построенным в интересах ВМФ России.
До конца 2017 г, после проведения швартовных, заводских ходовых и государственных испытаний ледокол войдет в состав Северного флота, где будет выполнять задачи обеспечения действий Арктической группировки ВМФ России.
Ледокол Илья Муромец будет выполнять ледовую проводку боевых кораблей и судов обеспечения ВМФ в арктической зоне, а также производить буксирное обеспечение.
Церемония закладки ледокола состоялась на Адмиралтейских верфях 23 апреля 2015 г, в июне 2016 г ледокол был спущен на воду для производства достроечных работ.
Основные тактико-технические характеристики судна:
- ледовый класс Icebreaker6, спроектирован на класс РС.
- длина 85 м, ширина 20 м, высота борта 9,2 м,
- водоизмещение 6 тыс т,
- осадка 6,8 м,
- автономность плавания до 60 суток,
- дальность хода до 9 тыс м,
- проходимость - ледовое поле толщиной до 1,5 м,
- тип движителя - дизель-электроход с винто-рулевыми колонками мощностью 3,5 МВт каждая,
- экипаж 35 человек.
Проект 21180 предусматривает строительство вспомогательных дизель-электрических ледоколов нового поколения с мощным энергетическим комплексом, современной гребной электроустановкой российского производства, большим объемом помещений и расширенными функциональными возможностями.
Однако, Илья Муромец будет единственным построенным кораблем проекта 21180.
Вместо этого Минобороны решило сосредоточить усилия на строительство кораблей проектов 23550 и 03183.
Универсальные патрульные корабли арктической зоны ледового класса проекта 23550 объединят в себе качества буксира, ледокола и патрульного корабля.
Суда смогут ходить в любых зонах мореплавания, преодолевая лед толщиной до 1,5 м.
Планируется строительство 2 кораблей - 1й из них поступит на флот в 2018 г, 2й - в 2020 г.
Проект 03183 был анонсирован в июне 2016 г, но подробностей о нем пока мало.
Известно, что это будут вспомогательные суда ледового класса, предназначенные для комплексного снабжения ВМФ РФ в зоне Арктики.