Трибунал при Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма отменил действие гронингенского принципа «бери или плати» в рамках контракта между Газпромом и Нафтогазом по поставкам газа на Украину.
Этой новостью 31 мая 2017 г поделился Нафтогаз, ссылаясь на долгожданное решение Стокгольмского арбитража.
То есть отменено требование Газпрома о покупке Украиной в рамках действующего контракта 52 млрд м3/год газа.
Это сообщение дополнила замминистра иностранных дел Украины Е. Зеркаль, сообщив, что Стокгольмский арбитраж:
- полностью отменил запрет на реэкспорт газа,
- пересмотрел формулу цены на газ с 2014 г, которая будет привязана к котировкам на европейских газовых хабах, а не к котировкам нефти.
Реакция властей Украины:
- П. Порошенко восторженно, - Россия впервые теряет возможность использовать газ как оружие политического давления и шантажа,
- П. Климкин, коренной курянин, - Чистая победа Украины и правил ЕС над энергетической агрессией РФ и монополией Газпрома.
Власти РФ просто не отреагировали.
Реакция Газпрома сдержанная:
- А. Медведев своеобразно заметил, - Вот Украина радуется победе? В футболе важны забитые голы, а не краткосрочное владение мячом,
- А. Миллер, на ПМЭФ-2017 на ходу лишь бросил фразу, - Я не знаю, что заявляет «Нафтогаз», потому что нет решения арбитража. Пока его нет, нечего комментировать,
- А. Миллер - на вопрос о том, что Украина может начать отбор газа в счет антимонопольного штрафа - Пусть попробуют!
Напомним, что нынешнее решение - промежуточное, но даже оно уместилось на 790 страницах печатного текста. Его еще изучать и изучать сторонам.
Отмена гронингенского принципа - это неважно в нынешней ситуации, потому что Нафтогаз и так не покупает напрямую российский газ и вряд ли будет закупать до окончания срока действия контракта с Газпромом в 2019 г.
Соответственно, и реэкспорта российского Укгазараиной не будет.
Решение арбитража о пересмотре формулу цены на газ с 2014 г - довольно компромиссное, если учесть, что Газпром выставил штрафы с 2012 г.
Что важно на самом деле?
Важно окончательное решение, которое вынесет арбитраж в конце июня 2017 г.
Именно там пойдет речь о решении по финансовым претензиям сторон.
Напомним, что в январе 2017 г Газпром направил Нафтогазу счет на оплату газа, не выбранного украинской компанией во 2м-4м кварталах 2016 г по условию «бери или плати».
Сумма счета составила 5,319 млрд долл США и оплачивать его Нафтогаз, разумеется, не стал, дожидаясь решения Стокгольмского суда.
Разбирательство между Газпромом и Нафтогазом в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма относительно контракта, заключенного в 2009 г, идут уже почти 3 года.
В марте 2014 г Газпром направил в Стокгольмский арбитраж уточненные требования к Нафтогазу, добавив оплаты за невыбранные в 3м квартале 2015 г объемы и увеличив общую сумму требований до 31,759 млрд долл США.
В июне 2014 г Газпром обратился в арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма чтобы взыскать с Нафтогаза Украины неоплаченную задолженность за газ и %, накопившиеся по этой задолженности.
В ответ Нафтогаз потребовал ретроактивно изменить цену на газ и возместить все переплаты с 20 мая 2011 г в размере не менее 6 млрд долл США.
В октябре 2014 г Нафтогаз подал 2й иск, потребовав обязать Газпром выплатить компенсацию за снижение объемов транзита в размере 3,2 млрд долл США и еще 3 млрд долл США за низкую транзитную ставку.
Сумма исковых претензий Нафтогаза к Газпрому тогда составила 26,6 млрд долл США.
В июле 2016 г начался новый виток, когда стороны фактически удвоили свои требования.
Нафтогаз рассчитывает получить от Газпрома по 2 искам выплаты в размере около 50 млрд долл США, из которых около 30 млрд долл США - компенсация переплаты за приобретенный ранее российский газ.
Газпром также уточнил свои требования к Нафтогазу, в апреле 2017 г увеличив сумму с 31,759 млрд долл США до 37 млрд долл США.
Данная сумма включает требования по оплате задолженности за поставленный в мае-июне 2014 г газ, оплату по обязательству «бери или плати» за 2012-2016 гг, а также пени за просрочку оплаты газа.
Очевидно, что европейцы на стороне Нафтогаза, но и откровенно идти на поводу Украины арбитраж не может.
Поэтому ждем окончательного решения Арбитража, которое, как все понимают, может быть и не окончательным.