Российское правительство намерено подписать в 2002 г несколько новых соглашений о разделе продукции (СРП) с российскими и иностранными инвесторами, готовыми вкладывать миллиарды долларов в добычу нефти в стране.
До сих пор Россия подписала только 4 СРП (в середине 90-х годов Сахалин-1, Сахалин-2 и Харьяга, а в 1999 году Самотлор), несмотря на то что нефтяные компании - и иностранные, и российские - изъявили желание работать в более благоприятном налоговом режиме. Новые соглашения не подписывались, так как в правительстве отсутствовало четкое представление, зачем они нужны и как ими управлять.
На сегодняпарламент и президент одобрили перевод в режим СРП 28 новых нефтяных проектов, но по многим из них правительство даже не начинало переговоры. Процесс тормозился с обеих сторон: правительство не могло определить схему работы с инвесторами, а инвесторов смущали трудности с уже подписанными проектами.
Ровно год назад президент поручил координацию СРП Министерству экономического развития во главе с Германом Грефом. Вчера г-н Греф посетил Сахалин, где заявил, что за год в России сложилась система управления проектами СРП. Теперь дорога этим проектам открыта. Окончательно новую схему работы с СРП должно утвердить правительство на заседании 8 ноября.
Соглашения будут подписывать три стороны: инвестор, федеральная и региональная власти, - рассказал министр в Южно-Сахалинске. - От имени федеральной власти подписи будут ставить Минэкономразвития и уполномоченная госкомпания: либо Роснефть, либо Зарубежнефть. Перед подписанием текст соглашения, подготовленный уполномоченной компанией вместе с инвесторами, предстоит одобрить правительственной комиссии, которая будет создаваться для каждого проекта.
По словам министра, распределение 28 проектов между Роснефтью и Зарубежнефтью завершится к концу ноября. По трем действующим проектам уполномоченные компании уже назначены: Сахалин-1 и Харьяга достались Зарубежнефти, а Сахалин-2 - Роснефти. После подписания СРП уполномоченным компаниям предстоит, с одной стороны, помогать государству контролировать инвесторов, с другой - помогать инвесторам в общении с чиновниками.
Инвесторы имеют огромные финансовые ресурсы, которые позволяют им нанимать десятки консультантов при переговорах с правительством, а мы не можем с такой легкостью тратить деньги из бюджета на консультантов, поэтому решено привлечь госкомпании, располагающие высокопрофессиональными кадрами, - сказал Герман Греф. - Раньше инвесторы приносили нам свои тексты соглашений, а мы над ними думали. Теперь уполномоченные компании будут вырабатывать тексты соглашений в интересах государства и предлагать инвесторам. Если инвестор не согласен, найдем другого".
Схема компенсации расходов госкомпаний пока не отработана. Видимо, они получат право реализации государственной доли продукции, т.е. нефти, достающейся после ее раздела с инвестором.
Одновременно с распределением проектов между уполномоченными компаниями правительство должно назначить новые правительственные комиссии для переговоров с инвесторами. До сих пор между Минэкономразвития и Минэнерго имелись трения по составу комиссий. Минэнерго требовало себе председательский пост во всех комиссиях, но после недавней встречи Германа Грефа с министром энергетики Игорем Юсуфовым это требование было снято. В начале октября Минэнерго и Минприроды прислали списки своих представителей во все 28 комиссий, - сообщил один из чиновников. По его словам, утверждение списков комиссий произойдет только после того, как инвесторы пришлют в Минэкономразвития документы о своих финансовых возможностях.
Переговоры можно вести с владельцем лицензии или консорциумом, в который входит владелец лицензии. Если такая организация есть, если у нее есть гарантированное финансовое обеспечение под проект, мы будем создавать комиссии для ведения переговоров, а если нет, то проекты будут исключаться из списков СРП, незачем создавать комиссии под пустой звук, - рассказал источник.
Сейчас лицензии на 27,4% запасов нефти в России принадлежат инвесторам, получившим разрешение Федерального Собрания на подписание СРП. Законом разрешен перевод на СРП только 30% недр, поэтому имеется некая стагнация в процессе СРП. Мы будем исключать мертвые проекты, чтобы могли появиться новые, те, которые действительно приносят пользу стране, - сказал чиновник. По его словам, пока только Роснефть представила необходимые документы для проектов Харампур и Комсомольское, остальные 26 инвесторов молчат, несмотря на неоднократные письменные уведомления.