Продолжаем анонсировать поручения, данные по результатам проведенного Д. Медведевым 21 апреля 2017 г в г Мурманске совещания.
О поручениях сообщало правительство 3 мая 2017 г.
Вектор стремительной раздачи поручений, задал В. Путин, проведя 29 апреля 2017 г совещание на острове Александры архипелага Земля Франца Иосифа.
Мурманский транспортный узел, многострадальный Северный широтный ход, Севморпуть, и транспортировка энергоносителей на судах под флагом РФ - обо все этом говорил Президент.
Главе Минтранса РФ М. Соколову предписано совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внести в Правительство проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ.
Речь идет об утверждении исключительного права осуществлять перевозки и хранение углеводородного сырья и угля с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.
Чтобы переход был спокойным, в проекте ФЗ будут предусмотрены переходные положения по вступлению в силу указанных изменений.
Очевидно, что разрабатываемый ФЗ крайне выгоден для отечественных перевозчиков. Но в РФ только 1 крупный перевозчик углеводородного сырья. Это Совкомфлот (СКФ), созданный еще во времена СССР.
Ранее предполагалось, что перевозками смогут заниматься не только суда под флагом РФ, но и построенные только на российских верфях.
Однако верфи, оставшиеся в РФ после развала СССР, не могут строить ни океанские нефтеналивные танкеры, ни танкеры - газовозы.
Возможно, ситуацию можно будет исправить после окончания в 2024 г строительства судоверфи в Красном Камне на ССЗ Звезда, но когда это еще будет.
Фрегаты, которые ныне строит Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) гораздо меньше по дедвейту, нежели океанские танкеры.
Собственно, в РФ пока негде строить крейсеры, которые могут сравниться с танкерами дальней океанской зоны.
А вот загрузить СКФ под завязку - это можно уже сейчас.
Если рост перевозок нефти - это довольно предсказуемый и неторопливо растущий бизнес, то рынок СПГ ожидает взрывной рост.
С 2012 г ставки на аренду танкеров - газовозов со 155 тыс долл США/сутки упали почти в 6 раз , до 25 тыс долл США/сутки.
Причина - избыток танкеров - газовозов.
При этом, СКФ продолжает их строить, равно, как и другие компании - перевозчики.
Дело в том, что скорость ввода в эксплуатацию заводв СПГ и регазификационных СПГ - терминалов в мире возросла.
К примеру, НОВАТЭК в 2017 г собирается ввести в эксплуатацию проект Ямал СПГ, для которого нужны специальные высокого ледового класса танкеры - газовозы типа танкера Кристофер де Маржери.
В США регулярно вводятся новые линии (train) на заводе Sabine Pass. Список можно продолжить СПГ заводом на австралийском месторождении Горгона и тд.
Только по уже заключенным контрактам на строительство, к 2019 г мировой флот вырастет на 128 танкеров -газовозов, к уже имеющимся порядка 430 танкерам.
Компании готовятся к буму перевозок СПГ. Кто -то поглощает, кто -то объединяется.
К примеру, Shell, прикупив BG, стала влиятельным игроком на рынке с 70 танкерами - газовозами.
У СКФ есть 124 нефтеналивных и других танкера и только 13 танкеров - газовозов.
Новый ФЗ позволит СКФ, как минимум, укрепиться на рынке перевозок углеводородов, хотя и 2016 г у Совкомфлота был неплох.
В 2015 г прибыль СКФ составил 354 млн долл США, в 2016 г - 206 млн долл США.
СКФ уже работает по газу с Газпромом, Shell. Намерен победить в тендере на доставку газа с австралийского FLNG Prelude.
Кстати, наконец - то, открылось окно возможностей для приватизации СКФ.
Для любознательных напомним, что с 2011 г приватизация Совкомфлота постоянно переносится, как говаривал тогда С.Нарышкин, - из-за сохраняющейся на фондовых рынках негативной динамики и исключительно высокой волатильности.
Предполагалось, что «окно» возможностей для эффективного первичного публичного размещения акций (IPO) компании откроется в 2012 г, но что -то пошло не так.
С тех пор приватизация неоднократно откладывалась, но в начале 2016 г это окно появилось.
24 апреля 2017 г глава Минэкономразвития РФ М. Орешкин на заседании коллегии поведал о новой структуре сделки по приватизации Совкомфлота.
Власти хотят продать пакет 25% минус 1 акция на сумму не менее 24 млрд рублей.
Простой расчет показывает, что при доходности 2016 г, инвесторы получат около 12 % годовых на вложенные средства, о чем при таких объемах инвестиций можно только мечтать.
Меньше вряд ли будет - ФЗ подстрахует.
Кто будет инвесторами - не ясно.
Как известно, в ОАЭ каждый гражданин получает денежку от своей доли участия с каждой добытой в стране тонны нефти или м3 газа, а в Китае строго запрещено приватизировать стратегические государственного масштаба компании.