Минприроды РФ меняет расстановку акцентов, переходя от распределения недр к обеспечению эффективности недропользования.
О мерах по повышению эффективности недропользования доложил президенту РФ В. Путину министр природных ресурсов и экологии С. Донской.
За 25 лет с момента принятия закона о недрах, были распределены, практически все разведанные месторождения полезных ископаемых.
Доля нераспределенного фонда недр составляет 3% по алмазам, 5% по природному газу, 6% по нефти и 6,9-7% по меди.
Сейчас Минприроды РФ меняет акценты, переходя от распределения недр к обеспечению эффективности недропользования.
В рамках этой стратегии была фактически выстроена новая система подготовки и согласования техпроектов.
Кроме того, введена новая классификация по нефти и газу, соответствующая рамочной классификации ООН.
Документ, сопрягающий российскую и международную классификации, был подписан с ООН осенью 2016 г.
Еще 1 шагом в этом направлении стали новые правила оборота геологической информации, повышающие доступность и оперативность геоинформации.
Прошла процедура актуализация лицензий, охватившая 5326 лицензий, из них фактически 70% всех лицензий были актуализированы.
Оставшиеся 30% находятся под особым контролем Минприроды РФ.
Актуализация позволила включить четкие обязательства недропользователей в лицензии, что позволило повысить эффективность контроля.
Так, практически во всех лицензиях прописаны сроки проведения геологоразведочных работ (ГРР), предоставление геологической информации и др.
Ряд законодательных инициатив позволил поддержать объем инвестиций в ГРР в России на фоне снижения этого показателя в мире.
Этому способствовал принцип предоставления недропользователям участков недр на геологоизучение по заявительному принципу.
В сравнении с падением инвестиций в ГРР в мире в 2,8 раза, в России удалось стабилизировать инвестиции.
Объем инвестиций, которые сейчас привлекаются в рамках заявительного принципа, составляет около 28 млрд руб, что в принципе сопоставимо с госфинансированием, отметил С. Донской.
Также увеличены сроки геологоизучения в труднодоступных, сложных территориях - с 5 до 7 лет на суше и до 10 лет на шельфе.
Идет работа и по экономическому стимулированию за счет снятия излишних издержек и административных барьеров.
Так, установлена возможность исправления технической ошибки в лицензиях и изменения границ лицензионных участков, отменена дублирующая государственная экспертиза проектов скважин.
Кроме того, введена возможность добычи попутных полезных компонентов для госкомпаний, но планируется расширение на более широкий спектр компаний.
Установлена возможность изъятия земельных и лесных участков для целей недропользования.
В результате сложились условия для перехода к отраслевому оздоровлению, считает С. Донской.
Теперь предстоит наведение порядка в сфере недропользования через ужесточение контроля.
В случае необходимости Минприроды РФ рассматривает возможность изъятия лицензий у недропользователей, которые не выполняют условия.
В 2016 г было принято решение и законом установлены вычеты затрат на ГРР из налога на прибыль с учетом повышающих коэффициентов для шельфовых участков недр.
Минприроды сейчас ведет переговоры с Минфином чтобы распространить этот механизм и на сухопутные участки недр на отдельных территориях.
Рассматриваются и механизмы другого рода.
Сейчас недропользователь платит ренталс, т.е платежи за площади, на которых он проводит ГРР.
Эти платежи Минприроды планирует поднять для тех недропользователей, которые не выполняют работы и выходят за сроки геологоразведки.
Также Минприроды рассматривает возможность развития новых технологий поиска и добычи полезных ископаемых на технологических полигонах.
Соответствующий законопроект, который позволяет развивать технологические полигоны на разных территориях, специально под разные виды трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) и под разные виды технологий, Минприроды рассчитывает принять в 2017 г.
Документ уже готов, идет его согласование.