Проектами Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций (ГЭС) и Камбаратинской ГЭС-1 интересуются 6 компаний из Китая, Турции, Германии, Австрии и Финляндии.
Об этом 29 сентября 2016 г рассказал директор Госкомитета по промышленности, энергетике и недропользованию Д. Зилалиев.
На сегодняшний день в адрес Электрических станций и Агентства по привлечению инвестиций при Минэкономики Кыргызстана с сообщением об интересе к проекту обратились китайские Sinohydro Co. Ltd и PowerChina Co Ltd., турецкая Herritage Turkey, австрийская Камтиму, германская Telefunken и финляндская Kauko International.
В августе 2016 г Кыргызстан сообщал об интересе иностранных инвесторов к строительству Верхне-Нарынского каскада ГЭС и Камбаратинской ГЭС-1, но названия компаний тогда не назывались.
В стадии активной проработки находится вопрос об условиях сотрудничества.
В приоритете - национальные интересы страны.
Госкомитет прорабатывает условия для каждой ГЭС Верхне-Нарынского каскада и Камбаратинской ГЭС-1 и далее будет конкретно вести переговоры с каждой желающей компанией.
Мы ведем очень детальную проработку, для того чтобы не ошибиться с инвестором. Не хотелось бы во второй раз повторять такие вещи, какие произошли с российской стороной, сказал Д. Зилалиев.
Действительно, Верхне-Нарынский каскада ГЭС и Камбаратинская ГЭС-1 являют собой крайне неудачный пример российско-киргизского сотрудничества.
Строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС велось на основе соглашения между правительствами России и Кыргызстана от 20 сентября 2012 г.
Строительные работы начались в октябре 2014 г, завершение строительства всего каскада планировалось в 2019 г.
Общая мощность станций каскада планировалась на уровне 237,7 МВт, среднегодовая выработка э/энергии - 942,4 млн кВт*ч.
В 2015 г начались проблемы, которые в итоге привели к разрыву соглашения.
Кыргызстан упрекал РусГидро, ведущую строительство и вложившую проект около 37 млрд долл США, в неисполнении обязательств по финансированию проекта и затягивании проекта.
Осложнила реализацию проекта и позиция Узбекистана, который беспокоился по поводу влияния на водность рек Нарын и СырДарьи, вплоть до призывов к проведению независимой экспертизы проекта под эгидой ООН.
В конце 2015 г президент Кыргызстана А. Атамбаев сказал, что в нынешних экономических условиях РФ не сможет выполнить свои обязательства, и 22 января 2016 г подписал закон о денонсации соглашения.
Этот закон вступил в силу 9 августа 2016 г.
Сейчас Россия и Кыргызстан ведут переговоры об урегулировании всех хозяйственных вопросов, возникших в период действия соглашений.
Но и здесь не все гладко - камнем преткновения стал вопрос аудита расходов.
При расторжении межправсоглашения, Кыргызстан пообещал решить проблему с компенсацией затрат, понесенных Россией в период его действия.
Кыргызстан настаивает на проведении международного аудита, тогда как России эта идея не нравится.