В Норвегию 23 марта 2016 г прибыл 1й танкер со сланцевым газом из США.
Об этом 23 марта 2016 г сообщила швейцарская химическая компания Ineos.
Танкер Ineos Interpid с 27 тыс м3 этана доставлен на нефтехимическое предприятие Ineos - Rafnes в Норвегии.
Экспортерами выступают американские буровые компании Range Resources и Consol Energy, которые добывают сырье в крупнейшем месторождении сланцевого газа в Marcellus на западе Пенсильвании.
Стороны подписали договор на поставку сланцевого газа в течение 15 лет.
Эта поставка примечательна по 2 причинам: это 1й этан, добытый на сланцевом месторождении США, экспортируемый из США и поступивший в Европу.
180-метровый INEOS Intrepid - это 1 из 4х танкеров - газовозов класса Дракон, которые войдут в состав флота компании, доведя ее состав до 8 танкеров.
Ineos за 5 лет инвестировала 2 млрд долл США в проект поставки сланцевого газа из США в Европу, включающий строительство и долгосрочный чартер 8 танкеров - газовозов, а также создание инфраструктуры в США и в Европе.
В США было обеспечено соединение магистральным газопроводом (МГП) длиной 300 миль сланцевого месторождения Marcellus с СПГ - терминалом в Филадельфии, а также построены хранилища газа.
В Европе компания построила 2 крупнейших хранилища для этана на предприятии Rafnes в Норвегии и Grangemouth в Шотландии, где он будет использоваться как топливо и сырье.
Ожидается, что поставка на завод в Шотландии также будет осуществлена в 2016 г.
К 2020 г Ineos хочет получать из США до 8 отгрузок/месяц, создав своего рода виртуальный газопровод между США и Норвегией с Шотландией.
Глава Ineos Д. Рэтклифф ( Ratcliffe) говоря теплые слова о проекте, не кажется реально довольным.
Действительно, если 5 лет назад при цене нефти более 100 долл США проект поставок СПГ из США в Европу казался эффективным, то сейчас, в условиях долгосрочного снижения цен на нефть - вряд ли удастся даже отбить вложенные инвестиции.
Другое дело политика.
Европейские лидеры уже долгое время надеются на американский сланцевый газ, который поможет заменить им российский.
Хотя на борту танкера - газовоза INEOS Intrepid начертан слоган : Сланцевый газ прогресса, о прогрессе говорить рано.
Этан, привезенный Ineos, в данном случае может восприниматься только как инструмент давления на поставки российского газа в Европу.
Для европейского энергетического рынка поставленный этан, да еще и в скромных объемах, реальной роли не сыграет.
Этан считается худшим из углеводородов и используется только в химической промышленности, например, для производства пластика.
Газпром же поставляет в Европу, в основном, метан, который обладает более широким набором полезных свойств.
Метан, в частности, подходит для тепловых электростанций (ТЭС) и генерации тепла.
Однако как информационный повод для очередной волны недовольства поставками российского газа в Европу и снижения цен использоваться вполне может.
Поддерживаете ли Вы безудержный оптимизм главы Ineos по сланцевому газу?