Страны ЕАЭС не смогли найти общий язык в области определения цен на нефть при создании единого рынка нефти и нефтепродуктов.
Старые механизмы ценообразования не устроили Белнефтехим, который полагает, что лучше установить ценовой потолок на уровне, который определяют международные ценовые агентства за вычетом затрат на поставки вне ЕАЭС и пошлины.
При формировании цены на нефть учитывается изменение ее качественных характеристик, заявили в Белнефтехиме.
А в российском Минэнерго сочли, что предложение Белоруссии нарушает рыночные принципы формирования цен. Казахстан также предложил, что цены на нефть должны формироваться на основании рыночных механизмов и добросовестной конкуренции.
Самым спорным моментом стал подход к унификации стандартов для нефти и сохранению качества.
Россия против, потому что даже не ясно, а что такое качество нефти - технические регламенты у каждой из стран свои, а Казахстан и Белоруссия посчитали, что так будет правильно.
По мнению Минэнерго, сохранение качества нефти либо невозможно по объективным причинам, либо очень нерентабельно.
С созданием транспортной инфраструктуры тоже возникли проблемы, но уже просто словесного характера.
Белоруссия хочет, чтобы в концепции соглашения значилось, что нужно держать инфраструктуру в технически исправном состоянии и развивать, с чем согласился и Казахстан.
В Минэнерго посчитали, что это масло масляное.
Согласно проекту концепции, общий рынок нефти и нефтепродуктов должен заработать в 2024 г.
Подготовка госпрограмм перехода на единый рынок должна завершиться в 2017 г.
Проект концепции перехода будет обсуждаться на коллегии ЕЭК в декабре 2015 г.