Япония хочет играть важную роль в освоении Арктики.
Об этом премьер-министр С.Абэ заявил 16 октября 2015 г на заседании правительства, посвященном морской политике Японии.
Более того, на заседании впервые был принят основной план развития активности Японии в Арктике.
Арктические льды тают, делая Северный морской путь реальным новым морским путем , сокращающим расстояние между Азией и Европой.
Теперь в поле зрения Японии попадает не только логистическая составляющая, но и главная ценность Арктики - запасы нефти и газа.
Японии будет участвовать в создании международных правил, регулирующих прохождение морских путей и добычу полезных ископаемых в Северном Ледовитом океане не на последних ролях.
Япония будет продвигать науку и технологию, необходимо активно играть ведущую роль в мировых процессах вокруг Арктики.
Слабую озабоченность, конечно, японский политик тоже выразил - дескать, освоение Севера может стать причиной для новых трений между государствами.
Он отметил высокую степень заинтересованности европейских стран и Китая к арктической зоне.
И призвал государственные и частные компании Японии включиться в бизнес в арктической зоне, миролюбиво добавив, что и с Россией нужно наладить арктический диалог.
Отметим, что Арктика является своеобразным индикатором деятельности любой страны, которая хочет что-то из себя представлять на мировой арене.
Несмотря на то, что Арктика все же расположена к ограниченному количеству стран, интерес к ней проявляют во всем мире.
Активнее всего рвутся в Арктику ЕС, Россия и США.
В отличие от экс-представителей биполярного мира, Европа хочет войти в Заполярье в качестве законодателя.
США исконно считают Арктику чуть ли своим непризнанным штатом, а потому крайне раздражительны, когда кто-то еще говорит о своих претензиях на богатства арктического шельфа.
Россия, соответственно, как страна с наиболее выгодным для освоения Арктики расположением, ждет различных козней.
При этом сдерживают от разработки арктических месторождений Россию многие факторы, исключая и законодательные - отсутствие необходимого оборудования, достаточного объема инвестиций, неявная выгода от разработки месторождений арктического шельфа.
С логистикой куда лучше.
Россия активно продвигает проект Северного морского пути, преимущества которого уже начали осознавать.
Например, в 2014 г объем грузоперевозок по Севморпути увеличился до 1,356 млн т.
Длина Севморпути на 50% короче других морских путей из Европы в Азию, и даже обновленный Суэцкий канал не сможет стать ему конкурентом.
Россия деятельно развивает инфраструктуру в Арктике - ведь лучше застолбить место, чем после доказывать свое право находиться в нем.
Морские группировки судов ВМФ РФ постоянно находятся в процессе всевозможных учений или дальних походов, защищая интересы страны в этом регионе.
Даже оргтехнику начали создавать для арктических условий, чтобы можно было печатать прямо на полной скорости на гусеничном ходу в -50оС и влажности 95%.
Справочно отметим, что в рамках международного права, сам Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не является чьей-либо собственностью.
На континентальном шельфе Арктики имеется ряд крупных нефтегазовых месторождений с ресурсами в 5 млрд тонн условного топлива.