19 апреля 2015 г российская дрейфующая станция Северный полюс-2015 (СП-2015) официально начала работу.
Арктика - это важнейшая территория, где проходит набирающий силу Северный морской путь (СМП) и расположена кладовая природных ресурсов, в тч нефти и газа.
Современные технологии делают более эффективными использование СМП и добычу нефти и газа в регионе.
Освоение Арктики является двигателем развития промышленности, в тч судостроения, спецтехники, авиатехники, спецодежды.
Напомним, что работа 1й в мире советской дрейфующей станции СП-1 началась в июне 1937 г в 20 км от Северного полюса.
Оборудование и имущество станции было выгружено с ледокола.
Длительность экспедиции, за время которой льдина в дрейфе прошла 2000 км, составила 9 мес.
Руководил СП-1 герой освоения Арктики, легендарный советский полярник И. Папанин.
Высадка на льдину в период таяния - это было откровенное геройство, за что весь народ любил и уважал полярников.
Уже потом полярные станции начали организовывать осенью, в период формирования льдин, и заканчивать их деятельность летом, в период таяния льдин.
В 2013 г последняя СП-40 прекратила существование из -за разлома льдины.
Ныне происходит масштабное возрождение программы дрейфующих СП.
За прошедшие почти 80 лет многое изменилось.
Романтика освоения Арктики сменилась жестким требованием времени.
Наиболее важная задача СП-2015, вероятно, геополитическая.
Если не мы - то нас.
Этим, вероятно, объясняется спешка и не совсем удачное время начала работы СП-2015.
Известно, что станция называется СП-2015, а не СП -41.
СП с порядковыми номерами организовывал Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, ААНИИ Росгидромета.
Ныне обеспечено прямое финансирование из федерального бюджета.
СП-2015, до начала таяния льдов в Арктике, сможет работать лишь около 2 месяцев, а не 9 месяцев, как те станции, работа которых начиналась осенью.
Основная цель работы нынешней СП - изучение проявления изменений в Арктике, связанных с глобальным потеплением.
Многого сделать полярники не успеют, но все же лучше так, чем никак.
В техническом плане также изменилось многое.
Вместо ледокола ныне использована авиация.
Взлетно -посадочную полосу предварительно подготовили бойцы военного десанта, которые успешно десантировались на выбранное место.
Затем, с прилетевшего самолета выгрузили оборудование и имущество.
Далее вертолетом перевезли участников экспедиции и грузы на выбранную льдину.
Тренд нынешнего времени - присутствие в Арктике чиновников различного ранга, которые на непродолжительное время стремительно прибывают на место действия, и так же стремительно убывают.
Церемония открытия СП-2015 состоялась 18 апреля 2015 г.
Присутствовали глава госкомиссии по развитию Арктики Д. Рогозин, С. Донской и зачем- то примкнувший к ним глава Минэкономразвития А. Улюкаев.
Хотя мелькнуть в Арктике ныне для чиновников - это, вероятно, важный этап в карьере.
На Шпицбергеновском пятачке было тесно.
Даже глава Минобрнауки, сгонявший только что на Северный полюс, повстречался на Шпицбергене с Д.Рогозиным.
Сложно представить А.Луначарского во главе 7 школьников, совершающих поход к Северному полюсу, или наркома В.Ногина, открывающего СП вместе с героями - полярниками.
Но времена меняются.
Тогда информационные войны с Западом были, вероятно, не столь распространены и еще не было столь явной американской угрозы.
Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков освятил СП - 2015 и подарил полярникам Владимирскую икону Божией матери.
Это важный и трогательный для нас день, потому что у нас была мечта побывать на Северном полюсе, проникновенно поведал Д.Рогозин.
Он тоже подарил полярникам икону А. Невского.
С. Донской подарил им книги О. Куваева Территория.
Трогательно, очень трогательно.
Энтузиазм чиновников на этом не закончился.
Д. Рогозин намерен лично испытать созданную для Арктики спецодежду из изготовленной в России ткани.
Кратковременно побывавшие в Арктике чиновники теперь могут носить гордое звание полярников.
Отдельное спасибо, вероятно, нужно сказать тем людям, которые организовали это.
Дело это опасное и недешевое.
Нужно ли возрождать дрейфующие станции в Арктике?