20 декабря 2013 г Газпром начала добычу нефти на Приразломном месторождения. Это произошло за 11 дней до окончания срока отведенного лицензией на запуск.
Ранее, Газпром нефть хотела начать эксплуатационное бурение на Приразломном месторождении во 2-й половине октября 2013 г.
Но не вышло, по разным причинам.
Это 1-й в истории России проект по освоению ресурсов шельфа Арктики, начало масштабной работы Газпрома по созданию в регионе крупного центра добычи углеводородов.
Впервые в истории добычи на континентальном шельфе все технологические операции на месторождении - бурение, добычу, хранение нефти, подготовку и отгрузку готовой продукции осуществляется на МЛСП.
Отгрузка первого танкера с нефтью Приразломного месторождения ожидается в 1-м кв 2014 г, всего за год планируется добыть не менее 300 тыс т нефти.
МЛСП Приразломная находится на шельфе в 60 км от берега у поселка Варандей.
Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) Приразломная - уникальная платформа, не имеющая аналогов по габаритам и массе.
Ее длина и ширина - 126 м, высота - 141 м.
Без твердого балласта масса составляет 117 тыс т, а всего 506 тыс т с учетом каменной бермы, искусственно созданной для защиты от подмыва.
Добывать на платформе планируют до 6,3 млн т/год нефти.
Извлекаемые запасы нефти составляют 71,96 млн тонн, проектный уровень добычи - около 6 млн т/год.
На полку добыча на месторождении выйдет после 2020 г.
Оператор проекта -Газпром нефть, недропользователь - Газпром нефть шельф, 100 % дочернее предприятие Газпрома.
Особенности МЛСП Приразломная:
Спроектирована и построена в России по заказу Газпрома.
Использованы материалы из специальных сплавов, устойчивых к коррозии, низкой температуре, высокой влажности и агрессивной морской среде.
Платформа надежно удерживается на дне моря за счет своего веса.
От волновых и ледовых воздействий платформу защищает высокопрочный дефлектор.
Расположение устьев всех скважин предусмотрено внутри МЛСП, а ее основание является буфером между скважинами и открытым морем, что полностью исключают разлив нефти при ее добыче и хранении.
Добытая нефть хранится в кессоне, 3-метровые бетонные стены которого покрыты 2-слойным листом плакированной (с термомеханическим покрытием) стали, устойчивой к коррозии и износу. Запас прочности кессона многократно превосходит реально существующие нагрузки.
«Мокрый» способ хранения нефти исключает попадание кислорода в резервуары и тем самым препятствует образованию взрывоопасной среды.
Весь попутный газ, добываемый на МЛСП, будет использоваться для собственных нужд платформы.
Система «нулевого сброса» исключает попадание в море отходов бурения и производства. Они будут закачиваться в специальные поглощающие скважины или, при необходимости, собираться в контейнеры и вывозиться на берег для последующей утилизации. Пластовая вода и нефтесодержащие воды будут предварительно очищаться и также закачиваться в скважину.
Для закачки готовой продукции в танкеры создан комплекс устройств прямой отгрузки нефти. Система блокировки отгрузки срабатывает максимум за 7 секунд, что позволяет предотвратить аварийные разливы нефти.
Круглогодичный вывоз продукции обеспечат специально построенные нефтеналивные танкеры усиленного ледового класса с двойным корпусом и дедвейтом (масса груза) 70 тыс тонн - «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров».