Похоже что России легче построить глубоководный порт, чем договориться с Литвой.
Правительство Калининградской области хочет привлечь Газпром в качестве инвестора для создания глубоководного порта.
Однако строительство и финансирование глубоководного порта было заложено еще в рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России» на 2010-2015 гг.
По планам федеральных властей, незамерзающий глубоководный порт, в который смогут заходить крупнотоннажные суда, мог бы составить конкуренцию портам Прибалтики.
Это был вопрос дискуссионный, вялотекущий.
Поддержку проекту оказал тлеющий газовый конфликт России и Литвы.
Теперь порт должен будет обеспечивать прием танкеров-газовозов для перегрузки сжиженного газа на регазификационный СПГ-терминал.
23 сентября 2013 г Калининградскую область должен посетить А.Миллер для участия в торжественной церемонии открытия подземного хранилища газа (ПХГ).
Идеальный повод, чтобы обсудить возможность участия Газпрома в строительстве порта.
В мае 2013 г замминистра транспорта В. Олерский с облегчением заявил, - «наконец поставлена точка в спорах о необходимости строительства этого порта».
Тогда же он поведал, что «главное, что деньги на него заложены в ФЦП - около 18 млрд рублей» и «проектная документация должна быть разработана в 2014 г, а начало работ - 2015 г».
Страна все более превращается в вертикально -интегрированную нефтегазовую структуру, где перевод денег в бюджет является лишним звеном?Теперь нужен инвестор, который заплатит напрямую. И это будет обязательно нефтегазовая компания, потому что у других - денег нет.
5 сентября 2013 года замминистра инфраструктуры Калининградской области А.Клюнеев поведал, что для создания глубоководного порта найден инвестор среди российских компаний, но имя указывать не стал.
По словам зампред правительства региона А.Рольбинова, правительство Калининградской области очень приглашает и надеется на Газпром.
Однако инвестором может стать и НОВАТЭК, который, возможно, будет поставлять СПГ с Ямала в Калининградский анклав.
По окончании строительства ПХГ интерес у Газпрома к газификации Калининградской области вырастет, будет интересно и порт строить.
О том, что Газпром планирует ускорить строительство ПХГ в Калининградской области, А. Миллер сообщал еще на годовом общем собрании акционеров в г Москве в 2010 г, - « принято решение об ускорении строительства подземного хранения в Калининграде».
Еще в июне 2010 г, тогда премьер-министр В. Путин поручил ускорить работу по строительству ПХГ в г Калининграде, обсуждая газовый спор с Белоруссией на заседании президиума правительства РФ.
Дело кончилось поглощением Белтрансгаза, ныне Газпром трансгаз Беларусь.
Сейчас вопрос обострился с Литвой, вернее позиции у Литвы стали лучше и пришлось вернуться к строительству ПХГ в г Калининграде.
Газпрому это может быть выгодно, потому что в таких условиях денег на этот проект жалеть не будут.
Вопрос снабжения Калининградской области газом - это не только вопрос газификации региона РФ, это скорее дело политическое.
Отношения с Литвой у Газпрома по газу сильно напоминают отношения того же Газпрома с Украиной, только наоборот.
Украина строит СПГ-терминал под г Одессой, Газпром - под г Калиниградом.
Не правда ли, ситуация очень похожа?
Калининградская область, куда трубопроводный газ может поступать только транзитом через Литву, ощущает на себе напряженные отношения по газу между Россией и Литвой.
Несмотря на то, что от порта Сабетта до будущего СПГ-терминала у г Калиниграда немало морских миль, вероятно, это наиболее реальный путь выполнения Программы газификации Калининградской области.
Экономическая эффективность, вероятно, здесь играет вторичную роль.