К 2015 г Китай затормозит поток инвестиций в Узбекистан, заявил министр финансов КНР Л.Цзивэй.
Сделано это будет на уровне государственного финансирования/
Л.Цзивэй откровенно пояснил, что частные китайские компании могут продолжать создавать в Узбекистане предприятия на основе внешних либо смешанных вкладов.
Тем самым Китай, вероятно, надеется удержать на плаву собственную экономику.
В неформальной обстановке на конференции G20 Л.Цзивэй печалился, будто ожидает прироста ВВП в 2013 г всего на 7,5%.
Помимо финансовых вопросов, китайцы присматриваются к политической обстановке в странах-партнерах.
Поскольку некоторые конституционные положения были изменены, и выборы президента Узбекистана назначены на весну 2015 г, китайские товарищи рассчитывают дождаться определенности в данной ситупции.
Что ждет Узбекистан?
Вероятно, первым без должного финансового снабжения пострадает строительство узбекской железной дороги через перевал Камчик.
Данный проект был задуман для связи Ферганской долины с остальными областями Узбекистана.
Узбекистан отказался от использования участка железной дороги, проложенной в советское время через Таджикистан.
В этой связи подорожали все виды грузовых перевозок.
Нефть и конденсат для Ферганского нефтеперерабатывающего завода вначале отправляется до ж/д станции Ангрен, перегружается на автотанкеры и доставляется в г Пап - районный центр Наманганской области.
После повторной перегрузки газовый конденсат и нефть опять отправляется на Ферганский НПЗ по железной дороге.
Переработанный продукт возвращается той же дорогой.
Новая узбекская электрифицированная ж/д , которая свяжет Центр центра с Ферганской долиной,будет протяженностью 129 км, пройдет через перевал Камчик вдоль северной границы с Таджикистаном от ж/д станции Ангрен до ж/д станции Пап.
Перевал Камчик, высотой 1,2 тыс м над уровнем моря, лежит на гребне Кураминского хребта.
Здесь проходит единственная автомобильная трасса в Папский районом Наманганской области.
Поставки нефтепродуктов по этой трассе зимой осложняются сходом лавин, что ведет к периодическому перекрытию трассы.
Пока что, многоэтапная перевалка нефтепродуктов ведет к удорожанию и, как следствие, к его дефициту.
В г Ташкенте - столице страны, уже ощущается нехватка бензина.
Узбекнефтегаз сообщил, что станции Ангрен не хватает мощности для принятия и отправки такого количества вагонов -цистерн.
Ж/д станция изначально не предназначалась для крупных грузовых перевозок нефтепродуктов.
Город Ангрен - город шахтеров.
Он и построен на угольных пластах.На ж/д станции Ангрен уголь, практически непрерывно, загружается в ж/д полувагоны.
Для любознательных сообщим, что здесь введена в эксплуатация единственная в Средней Азии станция подземной газификации угля (ПГУ).
Узбекистан может оптимизировать поставки нефти путем увеличения поставок туркменской нефти.
Пробный рейс по достаточно экзотическому маршруту: установка рейдового налива на месторождении Киянлы - ж\д станция Актау - НПЗ Узбекистана летом 2013 г осуществил Казмортрансфлот.
Но это не улучшит ситуацию на Ферганском НПЗ из-за отсутствия прямой узбекской ж\д.
Узбекистан надеется на личную встречу И.Каримова с главой Китая, назначенную на осень 2013 г.
Возможно, после приезда председателя КНР С. Цзиньпиня позиция китайского Министерства финансов изменится.
Вероятно, правительство Китая будет придерживаться в данном вопросе привычной политики: расширения границ экономического влияния с изменением границ государства в дальнейшем.