СИБУР приступил на воронежской площадке к началу технологического этапа пуско-наладочных работ на производстве современных полимерных материалов - бутадиен-стирольных термоэластопластов (ТЭП).
Строительство комплекса началось 15 июля 2011 г.
Комплекс начали возводить на территории завода, освобожденной от старых объектов.
Проект аккумулировал решения, пришедшие из других, передовых в этом направлении стран и российских проектных организаций.
В апреле 2009 г холдинг заключил лицензионное соглашение с тайваньской компанией TSRC Corporation, предусматривающее передачу СИБУРу технологии выпуска 7 марок ТЭП. Развитием нового производства займется воронежская дочка холдинга - РУСТЭП.
Базовый проект принадлежит китайской компании ТСС.
Инженерные изыскания провела компания Диалоджикс, проектировщиком выступил институт Союзхимпромпроект - подразделение казанского государственного технологического университета, генподрядчиком стала компания Пром-строй.
Перечень оборудования достаточно широк: начиная от емкостного (колонны, реакторы, теплообменники), заканчивая насосным и многим другим.
На производстве применена современная автоматическая система управления технологическими процессами, в чем помогает литовская компания.
Воронежсинтезкаучук выпускает ТЭПы с 1991 г и сегодня является единственным производителем этой продукции на всем постсоветском пространстве.
Добавка этого полимера к битуму дает новый продукт - полимерно-битумное вяжущее (ПБВ), применение которых в дорожном строительстве повышает прочность, сдвигоустойчивость дорожного полотна, препятствует образованию на нем трещин, а также продлевает жизнь покрытия в условиях агрессивных температур, что особенно актуально для нашей страны с ее температурным диапазоном в 80 градусов. Применение ПБВ продлевает срок службы дороги на 45% и в несколько раз продлевает интервалы между капитальными ремонтами. При этом удорожание составляет не более 1%, а затраты окупаются за 2,5 г эксплуатации. Эти преимущества давно стали очевидными для всего мира. В Канаде, которая расположена в сходных природ-но-климатических условиях, применение этого продукта в дорожном строительстве составляет около 30%, на Аляске - 48%, в среднем по Европе 20% и даже в развивающемся Китае - 15%, у нас - недотягивает до 3%.
Термоэластопласты (ТЭП) - термопластичные эластомеры, синтетические полимеры, которые при обычных температурах обладают свойствами резин, а при повышенных размягчаются, подобно термопластам.
После запуска нового производства значительная часть продукции будет экспортироваться, однако по мере роста потребления в России все больший процент будет поставляться на внутренний рынок. На дорожное строительство предполагается направлять 5-6 тыс. тонн, на производство мягких кровельных материалов - около 40 тыс. тонн, обувной промышленности - 1-1,5 тыс. тонн, на изготовление клеев - 1 тыс.
Новый комплекс будет производить 50 тыс т/год продукта, что в сумме с текущими мощностями составит 85 тыс т/год.
Инвестиции составят более 3,8 млрд рублей. Сырье для производства ТЭП - стирол, поступает с пермского Химпрома и Пластика (Узловая), а также бутадиен, поставляемый с газофракционирующих установок СИБУРа. Во многом это объясняется тем, что ГОСТы на ПБВ (ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол, направленный на широкое применение достижений современной науки в дорожном строительстве) носят лишь рекомендательный характер. Но постепенно подходы к дорожному строительству начинают меняться. Так, соответствующим министерствам уже поручили представить план работ по поэтапному внедрению требований и стандартов, предусматривающих использование полимерных битумов и геосинтетики. По мнению экспертов, мировой рынок ТЭП оценивается в 2,5 млн тонн в год.
Общий объем потребления ТЭП в России составляет порядка 30 тыс тонн, но потребность в этом продукте на внутреннем рынке постоянно растет. Они находят применение в модификации кровельных материалов, пластмасс, производстве клеев и обуви. А между тем рывок в обеспечении нормальными дорогами может обеспечить только применение геосинтетики и полимерных добавок в дорожном строительстве.
На строительство дорог из федерального и местных бюджетов, конечно, выделяют средства, но учитывая, что в России традиционно дороги делают из битума, есть опасение, что эти средства, скорее всего, укатают в бетон все тех же старых дорог. Вместе с тем, согласно государственной целевой программе Развитие транспортной системы России, к 2030 г в стране должно появиться 20 тыс км современных дорог. Представляется, что это станет возможным только в случае, если при их строительстве уже в ближайшее время начнут использовать современные материалы, причем не только в верхних слоях, что даст возможность реже прибегать к ремонту, а высвобождающиеся средства направлять на строительство новых трасс.