ЛУКОЙЛ начинает экспорт нефти из дальневосточного порта Козьмино.
Вернее, планирует отгрузить 1-ю партия в объеме 100 тыс т нефти в июле 2013 г.
ЛУКОЙЛ не ведет добычу в Восточной Сибири.
Нефть в Спецморнефтепорт (СМНП) Козьмино планируется отгружать с месторождений в Западной Сибири.
Экспорт нефти через СМНП Козьмино с учетом уплаты полной ставки пошлины в 1 квартале 2013 г был на 1,35 - 5,39 долл США/барр выгоднее для поставщика, чем отгрузка морских партий Urals из Нижневартовска.
Кроме того, действующий для поставок по ВСТО сетевой трубопроводный тариф дает компаниям возможность экономить при транспортировке нефти по сравнению с экспортом в западном направлении.
Это любопытно, потому что еще в феврале 2013 г ЛУКОЙЛ подавал заявку в Минэнерго РФ на включение ее в график поставок.
Минэнерго РФ отказало компании в удовлетворении заявки на прокачку 600 тыс тонн нефти по магистральному нефтепроводу (МНП) ВСТО.
ЛУКОЙЛ тогда принял решение начать поставки нефти в АТР во 2 квартале 2013 г в связи с перспективностью этого направления.
Причиной отказа, по предварительным данным, стало отсутствие у Транснефти технических возможностей на прокачку из-за загруженности МНП ВСТО.
Напомним, что ЛУКОЙЛ был готов начать в 2013 г экспорт нефти сорта Espo из порта Козьмино.
ЛУКОЙЛ подал заявку в Минэнерго России на включение ее в график поставок.
Тогда Neftegaz.RU писал, что вероятно, разрешение будет получено, потому что перспективы у нефти сорта Espo неплохие.
Незыблемость нефти сорта WTI, как ценового ориентира существенно пошатнулась после практической отвязки стоимости газа от нефти в США вследствие сланцевой революции.
Правда выросла роль нефти сорта Brent.
Также стоит отметить, что ESPO может подвинуть нефть сорта Dubai на рынке стран АТР, благодаря ряду факторов: качеству, дальности и времени доставки.
Мощность ВСТО-2 составляет 30 млн т/год, но в скором времени она будет увеличена до 50 млн т/год.
Можно было бы дать возможность ЛУКОЙЛу отгрузить несколько партий нефти.
Но вышло все по-другому. Долгосрочные поставки в Китай все-таки перетянули.
Напомним, что Роснефть во время февральского 2013 г визита И.Сечина договорилась с китайскими партнерами о существенном увеличении нефтяных поставок в Китай.
Теперь у ЛУКОЙЛа позиции сильнее, потому что удалось договориться с Транснефтью.
Правда объемы пришлось уменьшить в 6 раз.
Осталось получить разрешение Минэнерго.
ЛУКОЙЛ может поставлять нефть до СМНП Козьмино, по МНП ВСТО или железнодорожными вагонами-цистернами.
Какой сорт будет отгружаться: ESPO или Urals, станет известно позже.
Плотность ESPO blend, составляет 34,8 о API с содержанием серы 0,62 %, что более привлекательно для потребителей, чем нефть сорта Urals с несколько большим содержанием серы..
Добавим, что 50 млн т нефти сорта ESPO с момента ввода в эксплуатацию спецморнефтепорта Козьмино отгружено на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Юбилейная тонна нефти была отправлена в направлении Республики Корея.
О