Совет директоров Газпром рассмотрел информацию о проводимой компанией работе по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на территории РФ.
Было отмечено, что развитие в России рынка газомоторного топлива будет иметь существенный экономический и социальный эффект.
Перевод автомобильной техники на газ приведет к сокращению стоимости автоперевозок за счет разницы в цене с традиционными видами топлива.
Напомним, подобные проекты Газпромом уже ведутся.
Тамбовская область, ставшая пилотной в реализации проекта Газпрома по переводу транспортных средств на газомоторное топливо (ГМТ) в августе 2012 г..
Что интересно, ещё в конце декабря 2011 г подобный проект запускался в Ставропольском крае.
Однако тогда речь шла только о расширении использования природного и сжиженного газа (СУГ) в качестве моторного топлива.
В начале июля 2012 г Газпром поставил перед собой задачу значительно расширить газомоторный бизнес в России к 2013 г и создать на его основе масштабный рынок сбыта природного газа компании.
И вот уже видны 1-е результаты.
Это повлечет за собой снижение транспортных издержек во всех отраслях экономики.
Также необходимо учитывать экологический фактор.
Значительную нагрузку на атмосферу создают автомобильные выхлопы, что особенно актуально для крупных городов.
Использование газа в автомобилях вместо бензина позволяет в среднем в 5 раз снизить выбросы вредных веществ.
Создание более благоприятной экологической обстановки непосредственно отразится на здоровье населения.
Газпром ведет активную и системную работу по расширению рынка газомоторного топлива в России.
Данное направление бизнеса является профильным и прибыльным для компании и дает возможность создать на его основе крупный рынок сбыта своего природного газа.
Для повышения эффективности реализации стратегии Газпрома в области развития газомоторного рынка в 2012 г была создана специализированная компания Газпром газомоторное топливо.
Появление единого оператора, в частности, будет способствовать совершенствованию нормативно-технической базы, развитию в России производства газоиспользующей и газозаправочной техники.
Расширение розничной сети сбыта компримированного природного газа позволит привлечь новых потребителей газомоторного топлива, в том числе в сельскохозяйственной отрасли, на речном и железнодорожном транспорте.
В 2013 г объем средств на реализацию инвестиционных проектов строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), предусмотренных Программой газификации регионов РФ, составляет 1 млрд рублей.
В рамках Программы идет подготовка к началу строительства 21 АГНКС в Республике Татарстан, Вологодской, Новгородской, Нижегородской, Калужской, Воронежской, Новосибирской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Тамбовской областях, Пермском и Ставропольском краях. Разрабатываются технико-экономические обоснования по 18 АГНКС в Волгоградской, Воронежской, Калужской, Ленинградской, Нижегородской и Саратовской областях. Еще в 23 регионах определяют места для размещения перспективных станций.
Основными критериями при выборе мест строительства будущих АГНКС являются, в частности, приемлемая норма доходности, наличие достаточных транспортных потоков, обеспечение регионами перевода автотранспорта на газомоторное топливо или приобретение такого автотранспорта в количестве не менее 50 единиц ежегодно в расчете на одну АГНКС.
Параллельно Газпром будет планомерно увеличивать долю собственного транспорта (автомобильная, специальная, дорожно-строительная и грузоподъемная техника), работающего на природном газе.
В 2013 г будет разработана программа по расширенному переводу автотранспорта компаний Группы Газпром на газомоторное топливо на 2014-2017 гг.
Активизировано взаимодействие Газпрома с федеральными и региональными органами власти.
Так, раздел по развитию рынка газомоторного топлива включен в Соглашения о сотрудничестве компании и российских регионов.
С Калужской, Нижегородской, Орловской и Тамбовской областями подписаны Соглашения о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива. В 2013 г к ним могут присоединиться Москва, Санкт-Петербург и Республика Татарстан.
Особое внимание данной работе уделяется на Востоке России.
В 2012 г впервые утверждены 7-летние совместные программы Газпрома и органов исполнительной власти Приморского, Хабаровского краев и Сахалинской области по переводу автотранспорта на газомоторное топливо.
Кроме того, с 2013 г программы газификации российских регионов содержат обязательный раздел, предусматривающий обязательства сторон по развитию региональных рынков газомоторного топлива.
Газпром принимает участие в совершенствовании нормативно-правовой базы, регламентирующей производство и использование газа в качестве моторного топлива. Соответствующие предложения были представлены заинтересованным ведомствам, включая Министерство энергетики.
Значительную поддержку развитию отрасли может оказать федеральный закон, предусматривающий комплекс мер по стимулированию перевода автотранспорта на газ. В настоящее время, по инициативе Газпрома, вопрос создания такого документа прорабатывается в Правительстве РФ.
Совет директоров поручил Правлению продолжить работу по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива в России совместно с органами государственной власти.
Кроме того, Советом директоров Газпрома было также решено принять к сведению информацию о деятельности компании по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива за рубежом.
Правлению поручено продолжить работу по укреплению позиций компании в сегменте использования природного газа в качестве моторного топлива на зарубежных рынках.
Использование природного газа в качестве моторного топлива активно развивается в мире и в настоящее время осуществляется более чем в 80 странах.
Среднегодовой рост парка автомобильной техники на природном газе составляет 26 %.
Ведущие мировые автопроизводители выпускают более 80 моделей газовых автомобилей.
Российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается примерно в 90 тыс единиц, 4,6% которых принадлежит Газпрому.
Сегодня в 58 регионах Российской Федерации действует 246 автомобильных газонаполнительных компрессорных станции (АГНКС), суммарная ежегодная проектная производительность которых составляет около 2 млрд м3.
В России Группе Газпром принадлежит 210 АГНКС.
В 2012 г, по предварительным данным, через российские АГНКС реализовано 390 млн м3 компримированного природного газа, что на 28,4 млн м3 больше, чем в 2011 г.