Атомоход Россия (Росатомфлот, госкорпорации Росатом) начал работу по проводке крупнотоннажных нефтеналивных танкеров в Финском заливе.
Информацию о начале проводки сообщили в Штабе ледокольных операций морского порта Санкт-Петербурга Большой порт.
Россия прибыла в Финский залив утром 22 января 2013 г.
Днем ледокол прошел все пограничные и таможенные формальности, отправившись после в направлении порта Приморск, где ему предстоит трудиться около 3-х месяцев (до середины апреля 2013 г), освобождая из льдов супертяжелые нефтеналивные танкеры.
Работа атомного ледокола на Балтике, согласно договору между Росатомфлотом и Росморпортом, рассчитана на 90 дней.
Атомоходы работают у берегов Невы уже 3-й год подряд, после того как зимой 2011 г в Финском заливе сложилась аномально тяжелая ледовая обстановка.
Толщина льда в некоторых местах превысила 1 м, и число застрявших во льдах судов приближалось к 2-м сотням.
Тогда, впервые в истории российского атомного ледокольного флота, на Балтику отправился мелкоосадочный ледокол Вайгач, вызволивший из ледового плена за время работы в заливе более 250 судов.
Атомоходы работали на Балтике и в 2012 г, проведя за собой 322 судна. Для России это уже 2-й по счету балтийский рейс.
Начало периода ледокольной проводки судов в акватории Большого порта Санкт-Петербург и на подходах к нему было объявлено 4 декабря 2012 г.
С этого времени дизель-электрические ледоколы Росморпорта, которые работают на акватории Финского залива, провели 628 судов, из них – 33 судна за последние сутки.
В настоящее время ожидающих ледокольной проводки судов нет.
В работе, помимо атомохода, задействовано 11 дизель-электрических ледоколов.
Атомоход Россия был заложен 20 февраля 1981 г на Балтийском заводе, спущен на воду 2 ноября 1983 г, принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 г.
Его длина - 150 метров, ширина - 30 метров, осадка - 11 метров.
Силовая энергетическая установка состоит из двух реакторов, максимальная мощность - 75 тыс лошадиных сил, что как минимум в 2 раза превышает показатели самого мощного дизель-электрического ледокола из числа тех, кто трудится на Балтике.
В очередной раз, текущие потребности дали убедится, насколько необходим России атомный ледокольный флот, и что особенно важно его регулярное обновление.
По словам зампреда Госдумы РФ В. Язева: «Перед масштабным броском в Арктику нужно обеспечить возможность ледовой проводки, а это только атомный флот».
В.Язев напомнил, что ресурсы действующего ледокольного флота уже через несколько лет будут исчерпаны.
В поисках выхода из этой ситуации, правительство РФ приняло решение о строительстве линейки из трех атомных ледоколов и 6-ти дизель-электрических.
В.Язева отмечал ещё в сентября 2012 г, что финансирование строительства начнется уже в 2012 г: соответствующие средства закладываются в трехлетний федеральный бюджет на 2012-2114 гг.
Что касается дизель-электрических ледоколов, то за последние пол-года, их строительство началось сразу на 2-х судостроительных заводах.
21 августа 2012 г Российский морской регистр судоходства (РС) подписал Договор с ООО Балтийский завод – Судостроение о классификации при постройке дизельного ледокола мощностью 25 МВт проекта 22600 (закладка судна в сентябре 2012 г).
Ледокол спроектирован в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к судам данного класса и будет оснащен оборудованием последнего поколения.
17 октября 2012 г на Выборгском Судостроительном Заводе состоится закладка 1-го корпуса линейного дизель-электрического ледокола проекта 21900М, разработанного специалистамиКрыловского государственного научного центра для предприятия Росморпорт.
Технический проект ледокола был выполнен Центральным конструкторским бюро Балтсудопроект – подразделением Крыловского государственного научного центра.
Данный проект является модернизацией проекта 21900, технический и частично рабочий проекты которого также были выполнены ЦКБ Балтсудопроект.
Любопытно, что по проекту 21900 построены 2 ледокола: Москва и Санкт-Петербург.