Власти Таджикистана намерены ратифицировать соглашение о пребывании на своей территории российской военной базы только после того, как Россия выполнит свои обещания, достигнутые во время визита в Таджикистан президента В. Путина в октябре 2012 г.
Условия соглашения сообщил 18 января 2013 г министр иностранных дел Таджикистана Х. Зарифи.
Накануне, 17 января 2013 г с Х. Зарифи встречался глава российского МИД С. Лавров.
На встрече, прошедшей в г Душанбе, обсуждалась реализация соглашений, достигнутых во время визита в Таджикистан президента В. Путина в октябре 2012 г.
В ходе этого визита было подписано соглашение о продлении пребывания на таджикской территории 201-й военной базы на 30 лет.
Взамен Россия обещала порешать 4 вопроса: о введении льготного режима для таджикских мигрантов, об отмене экспортных таможенных пошлин на поставку в Таджикистан российских нефтепродуктов в объеме 1млн т/год, о выделении 200 млн долл США на перевооружение таджикской армии и о возможных инвестициях со стороны России в строительство малых и средних ГЭС на реках Таджикистана.
Военная база в Таджикистане является крупнейшим сухопутным военным объектом РФ за границей.
201-я российская военная база (полное официальное наименование - ордена Жукова дважды Краснознаменная 201-я российская Гатчинская военная база) сформирована в 2004 г на базе 201-й Дважды Краснознаменной Гатчинской мотострелковой дивизии с целью защиты независимости и поддержки государственной власти республики Таджикистан, обеспечения стабильности военно-политической обстановки и укрепления национальных интересов Российской Федерации в центральноазиатском регионе.
База расположена в городах: Душанбе, Куляб и Курган-Тюбе.
По мнению экспертов, вопрос о существовании российской базы в Таджикистане уже не стоит.
В настоящее время больше идёт обсуждение конкретных деталей соглашения.
Ухудшение политической обстановки в Пакистане (которая наблюдается с января 2013 г), вывод войск США из Афганистана может обернуться для Таджикистана нестабильностью его южных границ – опасность будет исходить от афганских боевиков.
При таком сценарии событий Россия будет выступать гарантом стабильности и безопасности Таджикистана.
Правда за базы в Центральной Азии готовы побороться и США.
США также могут быть гарантом стабильности и безопасности Таджикистана. И не прочь выполнить эту функцию.
Маловероятно, что встреча министра энергетики и промышленности Таджикистана Ш.Гула с представителями CNPC и Total по вопросу укрепления сотрудничества в нефтегазовой отрасли была проведена 17 января 2013 г случайно.
Если база не будет российской, она просто перейдёт в руки американцев.
Китайцы военные базы не создают, но эффективно проникают в экономику соседних стран.
В конце 2012 г довольный глава Минэнергопрома Таджикистана Ш.Гул сообщил, что уже 3 месяца с Tebian Electric Apparatus ведутся конкретные переговоры и 1-й блок ТЭЦ-2 планируется запустить в эксплуататцию в конце 2013 г.
Не так все просто со строительством малых и средних ГЭС на реках Таджикистана.
Против этого активно возражает Узбекистан, с которым у Таджикистана существенно ухудшились отношения.
Узбекистан 19 декабря 2012 г вышел из ОДКБ.Официально.
Одной из причин этого эксперты называют строительство Таджикистаном Рогунской ГЭС, которая может лишить Узбекистан былого влияния на Душанбе и отразится на ВВП страны.
Демарш Узбекистана, в этом случае может рассматриваться, как способ привлечь внимание к своей проблеме, показав, что если Таджикистан начнёт строить совместно с Россией Рогунскую ГЭС, Ташкент легко может переориентировать свои внешнеполитические векторы.
Напомним, что во время визита В.Путина в Таджикистан в октябре 2012 г среди многих подписанных соглашений, неподписанным оказалось именно соглашение относительно завершения строительства Рогунской ГЭС.
А Э.Рахмон, которому исполнялось тогда 60 лет, этого соглашения очень ждал.
На фоне многообразия взаимоотношений Таджикистан ведёт с Россией торг.
Однако, геополитически, Таджикистану намного выгоднее приоритетное развитие отношений с Россией, чем с США.