Казахстан торгуется с Россией из-за условий поставок топлива.
Но, это тоже не главное.
Казахстан все равно будет увеличивать поставки нефти в Китай, потому как обещал.
А толлинг - это так, попугать Россию.
Россия поставляет в Казахстан и высококачественный бензин, и нефть для производства топлива на казахстанских НПЗ.
Россия и Казахстан договорились о беспошлинных поставках российской нефти на Павлодарский НХЗ.
Обсуждение вопросов поставок нефти и нефтепродуктов не всегда идет просто и быстро.
Как говаривал С.Мынбаев, «те организационные моменты, которые есть в российском правительстве, они тоже по срокам повлияли» ( на решение о поставке нефти в Казахстан).
Вопрос по топливу тоже требует постоянного обсуждения.
Казахстан пробует различные способы решения вопросов выгодного импорта топлива из России.
Согласно подписанному 19 сентября 2012 г в г Павлодаре соглашению, Россия будет беспошлинно поставлять в Казахстан нефтепродукты, а Казахстан компенсирует России выпадающие доходы бюджета за счёт встречных поставок своей нефти.
Речь шла 1,5 млн т казахстанской нефти, говорил в июне 2012 г глава Минэнерго А.Новак.
А Казахстану это надо?
Начав рассматривать возможность толлинговой переработки нефти в Китае, Казахстан , очевидно, пытается получить лучшие условия для сделки с Россией «топливо в обмен на нефть».
Технически, толлинг казахстанской нефти в Китае возможен.
Китайский НПЗ Душаньцзы расположен недалеко от границы с Казахстаном и технологически ориентирован на переработку казахстанской нефти.
Транспортировку нефти в Китай тоже можно обеспечить по магистральному нефтепроводу Атасу-Алашанькоу.
Скоро будет разрешение и от власти на толлинг.
4 октября 2012 г вице-министр нефти и газа Казахстана Б. Акчулаков заявил в г Алматы, что казахстанские нефтедобывающие компании уже в 2012 г смогут приступить к поставкам нефти для переработки в Китае по толлинговой схеме.
Эта схема реализуется в рамках специально принятого закону, по которому толлинговая переработка нефти за рубежом (когда продукты переработки полностью возвращаются в страну-поставщика сырья) облагаются низкими налогами, будто бы переработка идёт на казахстанском заводе.
Объём возможных толлинговых операций соответствует объёмам дефицита нефтепродуктов в Казахстане -1,5 млн т, если Казахстан не договорится с Россией.
О возможности такой давальческой переработки нефти в Китае в 2011 г говорил министр нефти и газа Казахстана С. Мынбаев.
Дело в том, что оборудование всех 3-х казахстанских НПЗ устарело, а власти не могут выбрать между модернизацией существующих мощностей и строительством нового, 4-го в республике НПЗ. Проблема в том, что строить новый НПЗ планируют не раньше 2020 г, уточнял С. Мынбаев.
Модернизация существующих установок тоже задерживается. Разработка ТЭО обновления установки каталитического крекинга на Шымкентском НПЗ для повышения качества топлива до уровня Евро-3 начнётся только в 2014 г.
Сейчас в Казахстане строятся мини-НПЗ, но качество получаемого там топлива очень низкое.
Толлинг в Китае невозможен по 2-м причинам.
Во-первых, Казахстан не выполняет обязательства перед Китаем об увеличении поставок нефти, что в том числе способствует росту дефицита нефтепродуктов в Китае.
Китае имеет моральное право не возвращать нефтепродукты в Казахстан.
Во-вторых, как себе Казахстан представляет возврат нефтепродуктов ,если МНПП, то есть трубы, просто нет?
Более того, и железной дороги - тоже нет.
Автотанкерная поставка экономически не эффективна, что сделает проект толлинга убыточным.
Казахстан в любом случае вынужден увеличивать поставки нефти в Китай, чтобы выполнить свои обязательства.
Для этого даже с октября 2012 г в 2 раза был снижен тариф на прокачку нефти из России до Алашанькоу.
Однако Казахстан не согласился возвращать экспортную пошлину за эту нефть, что не устроило Россию.
Что касается толлинга, то это хороший способ воздействия на Россию. Не более.