В. Путин надеется на продолжение работы по созданию НПЗ в Тянцзине (Китай) и нефтехимического комплекса.
Также он отметил, что сотрудничество в сфере энергетики между Россией и Китаем развивается, в частности, осуществляются поставки нефти в Китай.
Однако не это, вероятно, в большей степени занимает В.Путина.
Нужно как-то спасать ситуацию с поставками газа в Китай, а здесь все не так радужно.
«Возможны и поставки газа. Самым активным образом дискутируем на эти темы», — сказал глава России.
Именно, возможны, но не гарантированы.
Потому что Китай уже заключил контракт с Туркменистаном на импорт 65 млрд м3/год газа, поставив под сомнение саму возможность заключения "30-летнего контракта " с Газпромом.
Газпром планировал поставлять в Китай 68 млрд м3/год газа. Вероятно, туркменские переговорщики оказались куда успешнее российских переговорщиков.
Еще в 2011 г Россия могла решить вопрос поставок газа в Китай.
Несмотря на невероятную интенсивность подготовки нефтегазовых переговоров Китая и России в преддверие визита Х.Цзиньтао в г Москву 15 июня 2011 г вопрос цены на газ решить не удалось.
Возможно, Китай, таким образом, диверсифицирует внешнеэкономические связи с соседями.
Товарооборот России с Китаем приближается к гигантской цифре 100 млрд долл США в год. Почему бы нам не увеличить товарооборот с Туркменистаном, подумал Китай, вероятно, тем более , что Газпром не идет на уступки?
Вместе с тем, по прогнозам Китаю к 2020 г потребуется импортировать для покрытия потребностей около 80 млрд м3/год газа, при том, что около 120 млрд м3/год Китай будет покрывать собственной добычей.
Россия могла бы побороться за оставшиеся 15 млрд м3/год газа.
А с поставками нефти ситуация существенно лучше.
Ранее глава Минэнерго РФ А. Новак заявлял, что Роснефть и CNPC ведут переговоры о повышении инвестиционной привлекательности проекта строительства НПЗ в г Тянцзине.
Он также сообщал, что Роснефть совместно с Минэнерго изучает вопрос о возможности наращивания поставок нефти в Китай, о чем просит китайская сторона.
В 2010 году в рамках СП Восток нефтехимия (49% принадлежит Роснефти, 51% — CNPC) было подписано соглашение о технико-экономическом обосновании строительства НПЗ в г Тяньцзинь , и состоялась церемония закладки 1-го камня в основание будущего завода. В проект уже инвестировано около 5 млрд долл США.
Планируется, что завод будет перерабатывать 13 млн т/год нефти, из которых около 9 млн т составит российское сырье.
Китайские власти дали право СП Роснефти и CNPC в г Тяньцзине экспортировать нефтепродукты и продавать их на внутреннем рынке КНР. В этом на 2-сторонней встрече 7 августа в рамках АТЭС Х. Цзиньтао заверил В.Путина.
Это СП стало первым в КНР , наделенным таким правом.
В планах СП более грандиозные планы создания в Китае сети из 500 АЗС под Роснефти и CNPC.
Россия успешно пользуется эффектом председательства в АТЭС.
На встрече было видно, что Х. Цзиньтао доволен организацией саммита АТЭС.
Но, вероятно, он также доволен возможностью увеличения поставок китайских товаров в Европу.
В.Путин на саммите сообщил, что по Транссибу сейчас перевозится больше грузов , чем во времена СССР. И пообещал увеличить грузопоток по Трансибирской магистрали в 5 раз.
Если учесть, что, в основном, рост будет за счет поставок китайских товаров в Европу, становится понятна радость Х.Цзиньтао.
В.Путин также может быть доволен, потому что китайцы вынуждены будут также что-то предложить России.
Если Россия будет вести переговоры в правильном, понятном Китаю русле, то возможно, удасться и по газу договориться.
К счастью, Туркменистан не может предложить конкурентный Транссибу маршрут транспортировки китайских товаров.
Российским переговорщикам по газу надо бы прислушаться к словам И.Сечина, который устроил прямо-таки бенефисРоснефти в отношениях с Китаем :
«Мы недооцениваем значение работы с КНР. Поставочный контракт, который мы подписали, который предполагает только в рамках подписанных документов поставку в течение 20 лет 15 млн тонн нефти, является, возможно, самой крупной сделкой в истории мировой экономики. При этом почти половину эффектов получает бюджет РФ, и я думаю, что в зависимости и с учетом того, что там формульное ценообразование, в действующих ценах, за период действия контракта бюджет России получит почти 100 млрд долларов. Поэтому это очень ценное стратегическое сотрудничество, надо очень поддерживать его, создавать доверительную атмосферу. Мы хорошо знаем наших китайских партнеров, ценим их».