Добыча нефти в Ирака составила более 3 млн бар/сутки в июле 2012 г.
Это произошло впервые со времени американского вторжения в 2003 г, которое закончилось свержением С. Хусейна.
Ирак, если быть точнее, добывал в июле 2012 г 3,08 млн бар/сутки, на 0,115 млн бар/сутки больше, чем в июне 2012 г.
Это позволяет Ираку уже 2-й месяц опережать Иран, у которого ежедневная добыча сократилась на 0,173 млн бар/сутки до 2,82 бар/сутки.
По информации ОПЕК Ирак в последний раз добывал более 3 млн бар/сутки в феврале 2002 г.
Комбинированное воздействие санкций дает негативный эффект для Ирана.
В 2007-2008 гг Иран добывал около 4,2 млн бар/сутки.
Июль 2012 г был первым месяцем, когда вступили в действие все санкции против Ирана: санкции США, полное эмбарго ЕС на импорт нефти из Ирана, а также запрет ЕС на морское страхование для иранских нефтяных танкеров.
Иран демонстративно реагирует на эти санкции, но, как мы видим, санкции действуют.
Однако и у Ирака есть проблемы.
После свержения С.Хуссейна, позиции арабского правительства в Ираке существенно ослабли, чем воспользовались северяне из иракского Курдистана.
Имея богатейшие запасы нефти и газа, Курдистанское региональное правительство (КРП) стало заключать прямые контракты с иностранными компаниями на разведку и добычу нефти и газа.
Сначала туда потянулись небольшие высокорискованные компании, которые добились замечательных результатов в иракском Курдистане.
Например, 10 августа 2012 г акции Gulf Keystone Petroleum опять выросли на 5% после представления компанией неутомимого Т.Козела «Декларации коммерческого открытия", касающейся блока Shaikan в иракском Курдистане.
В конце 2011 г пришел черед нефтяных «мейджоров». Сначала ExxonMobil, затем Chevron и, наконец, Total, заключили договоры с КРП.
Это позволяет иракскому Курдистану делать серьезные заявления.
Обстановка в Ираке, прямо скажем, накаляется.
Федправительство Ирака так и не приняло закон о нефти, отлучило ExxonMobil от дальнейших аукционов, требует от Chevron прекратить отношения с КРП и, совсем недавно пригрозило санкциями компании Total.
В противном случае Total может лишиться доли в разработке месторождения Хальфайя в провинции Майсан на юге Ирака.
Однако особого прогресса нет.
Х.Клинтон, более озабоченная экспансией Китая в Африке, «осела» в ЮАР.
Правительство США, на словах поддерживая правительство Ирака, практически ничего не делают в этом направлении, только выпуская экономические путеводители.
Американские нефтяные компании, чувствуя это, не спешат прерывать отношения с КРП.
Если у федправительства Ирака хватит политической воли сохранить целостность страны, то Ирак и дальше будет увеличивать добычу нефти и газа.
Если конфликт курдов и арабов в Ираке будет расти и дальше, то не исключен сценарий отделения Курдистана от Ирака при попустительстве нефтяных «мейджоров».
Если вспомнить кровавые стычки курдов в Турции, «заигрывание» Б.Асада с сирийскими курдами, то лучше этого сценария не допускать, потому что в регионе станет очень нестабильно.