На ХХV Мировом газовом конгрессе с ключевым докладом выступил заместитель Председателя Правления Газпрома А. Медведев.
Своё выступление А. Медведев начал с постановки главной задачи перед работниками газовой отрасли.
В кратчайшие сроки обеспечить удовлетворение растущего спроса на энергоносители и одновременно добиться улучшения экологических показателей энергетики.
Вполне возможно, что будущее - за возобновляемыми источниками энергии и технологиями, которые еще не вышли за пределы экспериментальных лабораторий.
Но сейчас основная генерация энергии приходится на долю ископаемого топлива.
Темпы роста мирового спроса на энергоресурсы явно опережают темпы развития технологий энергообеспечения на основе энергии ветра, солнца, морских приливов или улавливания углеводорода из промышленных выбросов.
Значит, мировой экономике для устойчивого развития немедленно нужна энергетическая альтернатива.
И эту альтернативу предлагает природный газ.
Неиспользованный потенциал углеводородной энергетики весьма велик.
Если мировые извлекаемые запасы нефти оцениваются в 182 млрд. тонн, то общие извлекаемые запасы природного газа оцениваются примерно в 850 трлн. кубометров.
Еще больший неиспользованный технологический потенциал – газовые технологии практически готовы к расширенному применению в мировом хозяйстве, и экономическая эффективность применения природного газа для достижения экологических целей в энергетике хорошо известна специалистам. Специалисты и аналитики все увереннее говорят о наступлении «Золотого века природного газа».
Однако, чтобы выполнить свою миссию и обеспечить мировую экономику «топливом по умолчанию», сама газовая отрасль должна удержаться на пути устойчивого развития.
И ключ к решению этой задачи – интеграция в широком смысле этого слова: это – интеграция рынков, это - интеграция технологий, это - интеграция инноваций с надежными наработками, которые обеспечили выход газовой отрасли на сегодняшние рубежи.
Газовая индустрия в последнее десятилетие претерпела существенные, поистине революционные изменения.
Кажется, еще совсем недавно газовый мир был поделен морями и океанами на региональные сегменты, внутри которых безраздельно «царствовал» трубопровод.
Бурное развитие технологий СПГ в течение одного десятилетия кардинально изменило картину, породив надежды на тотальную глобализацию газового бизнеса, на стирание границ между рынками, расположенными на различных континентах и материках.
Но не успели отраслевые плановики сформировать новую глобальную картину газового бизнеса, как прорыв в коммерциализации так называемых «нетрадиционных» технологий добычи газа снова внес существенные изменения в условия игры.
Теперь стало хорошим тоном говорить о том, что будущее газовой отрасли принадлежит альтернативным источникам природного газа.
Перед нами рисуется новая перспектива повсеместного превращения импортеров газа в экспортеров, чуть ли не тотального самообеспечения и перестройки всей мировой системы газового бизнеса на принципах биржевой торговли и полной либерализации рынков.
Только за 2011 год мировая торговля газом увеличилась на 4,2%.
Этот рост был обеспечен за счет увеличения экспорта из России, Катара и Туркменистана.
При этом, несмотря на высокие темпы роста поставок СПГ, лидерство по-прежнему принадлежит трубопроводному транспорту.
Региональные трубопроводные системы продолжают активно развиваться, а межрегиональные комплексы транспортировки сетевого и сжиженного газа дополняют их, отвечая на динамику мирового роста.
Несмотря на мощные факторы глобализации, сегодня реально существуют три макрорегиональных рынка – Северной Америки, Европы и Восточной Азии.
И каждый из этих рынков сохраняет свое региональное своеобразие.
Если Северная Америка планирует свое экономическое будущее в расчете на самообеспечение углеводородным сырьем, то в Европе мы наблюдаем обратный процесс, и европейские потребители будут нуждаться во всё больших объемах импорта.
Свои особенности - на Востоке.
Развивающиеся экономики Азии требуют все больше энергии, при этом зачастую не имеют возможности руководствоваться экологическими соображениями в определении энергетических приоритетов.
Там наибольшую актуальность приобретает вопрос о доступе растущего населения к современным источникам энергии и об обеспечении энергоресурсами экономического роста.
Данные показывают, что такие страны как Китай, Индия в ближайшие годы будут главными генераторами спроса на энергоресурсы, а этот спрос будет поддерживать соответствующий тонус азиатского газового рынка.
Очень неравномерной выглядит карта государственного регулирования рынка газа. Значительная часть государств предпочитает регулирование биржевому ценообразованию. Рынок вполне объективно сохраняет черты традиционной организации.
И это обстоятельство необходимо учитывать в интересах устойчивости всей мировой системы газообеспечения, особенно, когда речь заходит о совершенствовании ценообразования и системы контрактирования в газовой отрасли.
Весьма осторожно нужно относиться к предложениям об отказе от индексации по нефтяным ценам.
Необходимо использовать имеющиеся средства для нейтрализации негативных сторон состоявшегося некогда превращения нефтяных фьючерсов в биржевой спекулятивный инструмент.
Не менее ответственного подхода требует проблема либерализации рынков природного газа.
Призванная обеспечить наилучшее качество услуг поставщика и наиболее низкую цену, при определенных условиях она может дать обратный результат.
Либерализация рынков находится в зависимости от региональных особенностей и уровня обеспеченности ресурсами.
Наиболее либерализованные рынки Северной Америки и Великобритании в их нынешнем виде сложились в периоды высокой самообеспеченности.
Когда же речь идет о рынках, зависимых от внешних поставок, даже высокий уровень диверсификации поставщиков не может стать полной гарантией бесперебойности газоснабжения.
Такие гарантии предоставляет наличие поставщиков, имеющих долгосрочные обязательства, и гарантированные системы доставки и сбыта.
При этом вертикальная интеграция компаний-поставщиков становится инструментом стимулирования развития минерально-сырьевой базы и добычных мощностей.
То есть, либерализация и энергобезопасность - далеко не синонимы.
Наиболее надежный путь к энергобезопасности - это путь гибкого баланса между различными подходами, между старым (хорошо зарекомендовавшим себя) и новым (сулящим новые выгоды и перспективы), включая баланс между спотом и долгосрочным контрактом.
Трубопроводный транспорт – основа стратегии «Газпрома» по обеспечению устойчивого функционирования системы снабжения природным газом как российских, так и зарубежных потребителей.
Новым словом в обеспечении безопасности поставок на европейский рынок стал проект «Северный поток».
Развитием этого успеха будет прокладка другого экспортного газопровода – по дну Черного моря.
Причина уверенности Газпрома достаточно очевидна – за этим проектом стоит реальный газ российских месторождений, в количестве, достаточном для обеспечения нового канала (Южного коридора) энергообеспечения Европы.
Газпром так же призывает к расширению сферы применения природного газа.
Наиболее перспективным в этом отношении является транспорт.
На долю транспорта приходится 27,5 % в мировом ТЭБ с прогнозом роста до 30,8 % к 2035 г .
На его же долю приходится около 28% выбросов CO2.
Между тем известно, что применение природного газа в автомобильном транспорте даёт значительный экономический эффект.
При этом эмиссия вредных веществ радикально сокращается.
Расширение использования природного газа – это вполне отчетливая, хорошо видимая перспектива.
Следствием того газового бума, который мы сегодня наблюдаем в Северной Америке, станут дополнительные инвестиции в технологии использования природного газа, в том числе на транспорте.
А в конечном итоге это приведет к расширению рынка для природного газа в качестве моторного топлива.
Над этой темой Газпром работает давно.
Еще в бывшем СССР разрабатывались технологии применения природного газа в качестве топлива не только для автомобилей, но и для других видов техники, включая железнодорожные локомотивы и самолеты гражданской авиации.
Сегодня «Газпром», являясь лидером газомоторного рынка России, активно работает над развитием соответствующего сегмента национального автотранспорта.
Но для достижения ощутимых результатов необходимы международные усилия.
Необходимо вовлекать в общую деятельность автомобилестроителей и компании, готовые к сотрудничеству в области международных инфраструктурных топливных проектов.