В соответствии с недавним указом В. Путина энергетика России приобретает стратегический статус.
Крупнейшие энергосетевые компании РФ - РусГидро, Федеральная сетевая компания (ФСК) и Межрегиональная распределительная сетевая компания (МРСК) выводятся из сферы влияния правительства.
Это решение автоматически отменяет планировавшуюся приватизацию отрасли, на которой настаивал новый премьер Д. Медведев.
Опубликованный указ президента В. Путина о включении в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ «РусГидро», Федеральной сетевой компании (владеет магистральными электросетями), Холдинга МРСК (объединяет государственные распредсети) и Системного оператора ЕЭС (диспетчер Единой энергосистемы страны).
Перечень стратегических предприятий был введен президентским указом еще в 2004 г.
Созданный тогда документ фактически запретил приватизацию компаний (ФГУПов и АО), попавших в список.
Чтобы внести предприятие в прогнозный план приватизации, его сначала требуется исключить из списка.
Кстати, это также возможно отдельным президентским указом.
Кроме того, в мае 2010 г по распоряжению Д. Медведева для стратегических предприятий был введен своего рода принцип «2-х ключей» по основным кадровым вопросам управления.
Новый документ предписывает предварительное согласование государственных кандидатов, предлагаемых в члены совета директоров, с администрацией президента (АП).
Согласованию с АП подлежит так же голосование по выборам председателей совета директоров, назначению и увольнению гендиректоров (председателей правления), а также по передаче стратегических компаний в управление.
До настоящего времени стратегической в энергетике была лишь одна госкомпания – Интер РАО ЕЭС.
Она была включена в перечень в сентябре 2010 г, указом Д. Медведева «О передаче Интер РАО пакетов акций энергокомпаний, остававшихся в собственности Росимущества.
Фактически, этот указ дал начало «большой допэмиссии» Интер РАО: холдинг обменивал свои акции не только на энергоактивы, принадлежавшие государству и госкомпаниям, но и выменивал энергокомпании у частных владельцев.
Однако стартегический статус в 2010 г приобрела крайне ничтожная доля акций. «Интер РАО» — 0, 000 000 000 000 87%. На остальной пакет акций запрет на приватизацию не распространялся, но это только формально (у Росимущества сейчас 15 % уставного капитала «Интер РАО»).
Для РусГидро, ФСК, МРСК и Системного оператора ситуация другая.
Стратегическими признаны 100% акций Системного оператора, 54 % акций МРСК, 60 % акций РусГидро и 80 % акций ФСК.
Заметим, что на отдельные региональные МРСК, входящие в холдинг, стратегический статус не распространили.
Вообще, спор о необходимости приватизации госкомпаний, ведётся чиновниками уже давно.
Сторонниками продаж части госпакета были представители Минэкономики и администрации Д. Медведева.
Уже в 2012–2013 гг рассматривалась возможность приватизации 8 % акций РусГидро и 4 % акций ФСК.
Курировавший в прежнем составе правительства энергетику вице-премьер И. Сечин предлагал отложить приватизацию Роснефти, РусГидро, Зарубежнефти, ФСК и Интер РАО.
А. Дворкович, недавно сменивший в новом правительстве И. Сечина в роли куратора энергетики, еще в апреле заявлял: «Президент уже одобрил перечень крупных компаний, пакеты акций государства в которых должны быть приватизированы в ближайшие 5-7 лет».
Недавний указ президента В. Путина находится в некой коллизиис этим утверждением.