Во столько Repsol оценила сумму компенсации, за практическую экспроприацию Аргентиной принадлежавших ей 51% акций YPF.
Эксплуатируемые месторождения в стране все больше истощаются, а спрос на энергоносители в стране устойчиво растет.
В результате Аргентине, при наличии достаточного количества разведанных запасов нефти, пришлось в 2011 г импортировать нефть, потратив на это более 9 млрд долл США.
«Это начало для гарантий аргентинского суверенитета в энергетике», – заявил глава комитета по конституционным вопросам Аргентины М. Фуэнтос.
Однако заметил, что одной экспроприацией проблему не решить.
В одобренном документе декларируется «национальный интерес» в разработке энергоносителей.
Опрос общественного мнения среди аргентинцев показал, что решение о национализации YPF и восстановлении энергетической независимости поддержало подавляющее число аргентинцев.
Большинство из них считает, что именно проведенная ранее приватизация привела страну к острому экономическому кризису 2001-2002 гг.
Аргентинские власти считают, что Repsol YPF недостаточно инвестировала в нефтедобывающую отрасль, выводя прибыль за пределы страны в виде дивидендов, а также экспортировала слишком много нефти для получения выгод от мировых цен вместо поставок на внутренний регулируемый рынок.
В официальных документах утверждается, что группа Repsol, в ущерб Аргентине, откуда получала значительную часть прибыли, предпочитала искать энергоносители в других странах, в частности, в Колумбии, Ливии, России, Ираке.
За последние 12 лет разведанные запасы нефти компании YPF сократились более чем на 40 %, а ее добыча упала на 38 %.
Если в попытках продать нефть по более выгодной цене понять Repsol еще можно, собственно, как и покупку энергоносителей в других странах для поставок на внутренний аргентинский рынок, то снижение добычи при этом оправдать никак нельзя.
Нужно было вкладывать средства в развитие нефтедобычи в Аргентине.
По газу ситуация не столь критическая, но Аргентина сработала здесь на опережение.
Аргентина располагает существенными доказанными запасами газа (около 300 млрд м3 по состоянию на 2010 г) и добывает на стабильно высоком уровне 40 млрд м3.
Обиженная Repsol подала заявление в суд на правительство Аргентины.
В этом непростом случае, вероятно, только суд сможет установить размер компенсаций акционерам.
Repsol заявила ранее, что справедливая цена должна быть не менее 10,8 млрд долл США за долю в YPF.
Аргентинская сторона подобные заявления парируют тем, что испанская компания должна погасить долги YPF и возместить ущерб окружающей природной среде, нанесенный во время управления ею.
Аргументы аргентинцев сильно напоминают позицию российских властей в 2006 году по проекту Сахалин-2 , когда иностранные участники проекта – Shell, Mitsui и Mitsubishi были обвинены в нанесении невосполнимого ущерба экологии острова, повлекшего за собой колоссальные штрафы.
Тогда это казалось адекватным ответом на заключённые ещё в 1994 г кабальные условия эксплуатации месторождения иностранными компаниями.
Для любопытных напомним, что похожую методику применили власти Казахстана на Карачаганаке.
Решение Буэнос-Айреса о национализации вызвало резко отрицательную реакцию со стороны США и Евросоюза, что происходит каждый раз во время национализации каким-либо государством своих ресурсов.
Точно с такой же реакцией столкнулась около 10 лет назад другая страна региона.
Венесуэла, во главе с У. Чавесом, начавшим проводить политику, направленную на перераспределение доходов от венесуэльской нефти в пользу самой Венесуэлы.
Жёсткий контроль над государственной нефтяной компанией Petroleos de Venezuela положил начало созданию систем всеобщего образования и здравоохранения.
Нефтяные прибыли стали направляться на строительство больниц и школ, борьбу с безграмотностью, проведение аграрной реформы.
Национализация энергоресурсов, в своё время чуть не стоила власти лидеру венесуэльцев.
Сценарий свержения У. Чавеса был практически реализован в 2002 г, место национального лидера на 3 дня занял П. Кармона, немедленно признанный США и за 3 дни своего руководства успевшего распустить парламент и отменить принятое в годы президентства У.Чавеса законодательство, перераспределившее часть национального богатства в пользу малоимущих.
Но, благодаря поддержке лояльных частей армии и многочисленных сторонников, путч провалился.
На сегодня меры на случай дестабилизации власти в Аргентине наверняка уже предприняты президентом К. Фернандес.
Маловероятно, что дело дойдет до путча, а вот экономических санкций будет немало.
Испания, которая считает, что экспроприация YPF была произведена дискриминационно и вопреки правовым процедурам, уже прекратила закупку биодизеля аргентинского производства (годовой объем на сумму около 1 млрд долл США), призвала лишить Аргентину таможенных льгот, а также подать на нее иск в ВТО за введенные ограничения на импорт европейских товаров.
Торговый комиссар ЕС предупредил Аргентину, что YPF будет иметь долгосрочные последствия и может затруднить приход в страну инвесторов.
На востоке в таких случаях говорят: собака лает караван идёт.