17 мая 2012 г в Уфе начнет работу форум «Большая химия», на котором Башкортостан, Татарстан, Тюменская область и Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) намерены подписать соглашение о создании продуктопровода для перекачки широких фракций лёгких углеводородов(ШФЛУ) из Западной Сибири через Урал в Поволжье.
ШФЛУ представляет собой сжиженную газобензиновую смесь, которая будет перекачиваться по трубе под высоким давлением.
Соглашение будет заключено между 4 перечисленными регионами России. С одной стороны – Тюменская область и ЯНАО, предоставляющие ШФЛУ. С другой – Башкортостан и Татарстан, готовые его перерабатывать.
По словам министра экономического развития Башкортостана Евгения Маврина, завтрашние соглашения можно назвать скорее протоколом о намерениях, чем готовым проектным решением.
Инициаторами договора о сотрудничестве стали руководители башкирской и татарской республик, которые ещё в 2011 г подали соответствующие предложения правительству РФ.
Были предложения о создании концессии.
Сейчас мощности Тобольского нефтехимического комплекса не в состоянии переработать избыточные объемы ШФЛУ. Избыток легких углеводородов в Западной Сибири в ближайшие 4 года может составить около 8 млн тн/год, а к 2020 г может достигнуть 15 млн тн/год. С другой стороны дефицит ШФЛУ и сжиженных газов на предприятиях Урало-Поволжья в 2010 г, например, составил 6 млн тонн, а к 2020 г возрастет до 8 млн тн/год.
Поставки ШФЛУ через новый продуктопровод позволили бы дополнительно нагрузить нефтеперерабатывающие заводы республик.
В частности Казаньоргсинтез и Нижнекамскнефтехим – в Татарстане и Газпром нефтехим Салават – в Башкортостане.
Однако в 2011 г ответа от федеральной власти не получили.
Вероятно, тогда реализация проекта вызывала большие сомнения. «В Тобольске сейчас строится большой завод по производству этилена. Он расположен гораздо ближе к источнику сырья, чем тянуть (трубопровод) через всю Россию или восстанавливать линии, которые были», – высказывал в прошлом году свои сомнения в целесообразности проекта председатель Государственного Собрания (Курултая) Башкортостана К. Толкачев.
Добавьте к этому долговую нагрузку многих предприятий республик.
Однако сейчас стало ясно, что, несмотря на строительство нового завода в Тобольске и ряд других проектов в Западной Сибири, избыток ШФЛУ всё равно существует.
Строительство ШФЛУпровода прекрасно вписывается в стратегию 6-кластерного Плана развития газо- и нефтехимии России до 2030 г.
Поэтому вопрос о наполнении будущей трубы можно назвать решённым.
Добавьте к этому поддержку Госдумы РФ.
16 мая 2012 г была утверждена резолюция парламентских слушаний на тему "Современные технологии извлечения углеводородного сырья из недр: проблемы и решения".
На слушаниях в ГД особо подчеркнута необходимость максимально эффективного использования имеющегося углеводородного сырья, в частности, попутного нефтяного газа (ПНГ). На сегодняшний день это самый неэффективно используемый в стране вид легкого углеводородного сырья, являющийся, в то же время, ценнейшей базой для производства пластиков и других химических продуктов.
Возможностью существенного увеличения его переработки с применением новых, высокоэкологичных технологий располагает в данный момент Приволжский федеральный округ, где концентрируется основной массив отечественной нефтегазопереработки, но для этого необходимо обеспечить в достаточном объеме стабильную транспортировку этого вида сырья на предприятия Урало-Поволжья.
Заметим, что ещё в 1989 г продуктопровод Западная Сибирь-Урал-Поволжье уже существовал и функционировал.
Но в результате крупнейшей техногенной катастрофы под г Ашой , повлекшей за собой сотни человеческих жертв, продуктопровод был закрыт.
Интересно, что причина катастрофы была заложена ещё на этапе строительства продуктопровода.
Дело в том, что тогдашним руководством Миннефтепрома СССР было принято решение о перепрофилировании уже почти готового нефтепровода в продуктопровод.
В первоначальный проект были внесены срочные изменения, связанные с особыми требованиями безопасной транспортировки сжиженного газа. Техническими правилами запрещено транспортировать сжиженный газ под давлением по трубопроводам диаметром свыше 400 мм, однако при перепрофилировании это требование было проигнорировано.
Возможно именно поэтому, сейчас половину из предполагаемых средств на строительство трубы (120 млрд рублей), по словам Е. Маврина, планируется потратить на проектные работы.
Предполагается, что регионы-участники проекта будут инвестировать в проект либо бюджетные средства, либо средства компаний.
Участие в проекте планируют принять Газпром, ВЭБ, Сбербанк, СИБУР.