В 2012 г году компания Колмарпроект планирует продать китайской SVA Mining LTD пробный объем каменного угля – 60 тыс тонн.
Новая транспортно-логистическая цепочка обеспечит перевозку каменного угля из приполярного Зырянского угольного разреза по маршруту Зырянка - Зелёный Мыс—Певек и далее в г Шанхай.
Этот проект прорабатывался с 2010 г.
Вероятно, транспортировать уголь летом будут«сибирские», стоящие на зимнем отстое на Нижней Колыме сухогрузы Ленского объединённого пароходства , загружаемые непосредственно в Зырянке.
Однако, не дожидаясь, опытной эксплуатации, по поручению главы Якутии Е. Борисова минтрансдорхоз совместно с заинтересованными сторонами разрабатывает долгосрочный проект по организации экспорта угля в период 2012 – 2016 годов на принципах государственно-частного партнерства.
Интерес к углю в Якутии возрастает.
Угольная отрасль промышленности – одна из базовых в Якутии.
Вероятно, не случайно, у Якутугля возникли проблемы с Минприроды РФ.
По неофициальной информации Зырянский угольный разрез давно выкуплен у компании Нордшахтстрой влиятельным чиновником республиканской власти.
Республиканская власть это опровергает.
В проекте по экспорту угля водным транспортом принимают участие Колмарпроект, Колымская судоходная компания, Ленское объединенное речное пароходство, Якутский речной порт, Зеленомысский речной порт, Морской порт Певек.
В общей сложности в новой транспортно-логистической цепочке будут задействованы 4 водно-транспортных предприятия Якутии, что активизирует в регионе развитие портовой инфраструктуры, флота, водных путей, создаст дополнительные рабочие места и увеличит налогооблагаемую базу.
Очевидно, что морской экспорт якутского угля в Китай оживит судоходство во всем Восточном секторе Арктики по Северному морскому пути.