Председатель комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользования А. Милютин сегодня, в своем докладе в нижней палате парламента сообщил, что видит несколько причин в образовании высоких цен на топливо, и дефицита ГСМ на внутреннем рынке РК.
По его мнению, основная причина - отсутствие конкурентоспособности казахстанских НПЗ, которое не позволяет наладить выпуск в достаточном объеме. Конечно, РК сейчас уделяет большое внимание переработке, в связи с чем идет и переоснащение заводов, но это долгий и постепенный процесс, который требует времени и терпения.
А пока в Казахстане не только действует запрет на вывоз ГСМ, но и установлены предельные розничные цены на него.
Кроме всего прочего, месяц назад были увеличены и пошлины на экспорт нефти.
Однако, А. Милютин считает, что вторая проблема связана не с экспортом, а с зависимостью внутреннего рынка от импорта сырой нефти. Именно этот фактор влияет на развитие инфляционных процессов в экономике страны. То есть - через импорт нефтепродуктов происходит и «импорт инфляции». Следовательно, происходит и рост цен на многие потребительские товары.
Сильнее всего проблема дефицита нефти коснулась Павлодарского (ПНХЗ) и Шымкентского заводов. На ПНХЗ совсем недавно к разработке нового национального стандарта в сфере нефтепереработки. Казахстанчский научный институт совместно с заводом разрабатывает программу, позволяющую реже ремонтировать НПЗ и увеличить срок эксплуатации оборудования. На Шымкентском НПЗ также, несмотря на дефицит топлива, в конце прошлого года был проведен капитальный ремонт. И из-за недопоставок сырой нефти из России заводы работают не на полную мощность.
Что отразилось на объемах производства нефтепродуктов и привело к увеличению удельных затрат на переработку, и как следствие к дефициту и увеличению цен на ГСМ. Кстати за прошлый год цены по Казахстану поднялись в среднем на 26%.
«Если проблема Шымкентского НПЗ, на котором только недавно прогремел взрыв, в перспективе будет решена за счет Кумколя, то обеспечение Павлодарского НПЗ собственной сырой нефтью еще долго будет серьезной проблемой», - отметил А. Милютин.
Все государственное и законодательное регулирование нефтегазовой сферы в Казахстане сейчас направлено на стимулирование добычи и экспорта сырой нефти. А вот такие вопросы, как глубокая переработка нефти или развитие сферы перевозок и транспортировка практически не затрагиваются.
Казмунайгаз только 2 недели назад сообщил что собирается построить на Атырауском НПЗ комплекс глубокой переработки нефти.
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}
В России такие комплексы уже успешно используются СИБУРом. На Волгоградском НПЗ ЛУКОЙЛа тоже планируют выпускать дизельное топливо класса Евро-4 уже в августе 2012 года.