Французская крупнейшая нефтегазовая компания Total заявила о том, что полностью прекратила импорт нефти из Ирана, и вместо нее импортирует сырье из Саудовской Аравии.
Total связывает с Ираном достаточно давние и близкие отношения. Стоит напомнить о контракте по Южному Парсу, который стороны пытаются заключить с 2005 года. Точнее они его тогда подписали, однако уже к 2009 году отношения испортились, и хотя в феврале вроде бы заявляли о договоренности и намерении инвестировать в Южный Парс 5 млрд долл США, то уже в апреле Total прекратила свои инвестиции. Мотивировав это тем, что условия договора не устраивают французскую сторону.
А ведь «Южный Парс» является крупнейшим газовым месторождением в мире, его запасы составляют 14 трлн м3. Находится он напротив Катара через узкий залив - около 100-150 км. Кроме того, часть месторождения расположена на территории Катара (там оно называется Nord Dome – «Северный купол»).
Медленно, но верно к 2010 году Total прекращает полное сотрудничество с Ираном, по соображениям одних из-за давления США, по заявлениям других из-за санкций Евросоюза. В то же время от участия в Иранских проектах отказались сразу и итальянская Eni, и норвежская Statoil и англо-голландская Shell.
Теперь Total сообщает о том, что не только прекратил импорт и использование Иранской нефти, но и что нашел ей на замену - Саудовскую.
«Вся приобретавшаяся нами на мировом рынке иранская нефть замещена сейчас на саудовскую», - передает финансовый директор Total П. де ла Шевардьер.
Total раньше закупала у Ирана до 80 тыс. баррелей нефти ежесуточно, а это значит, что у Франции будет ощутимый недостаток нефти, хотя они надеются покрыть его посредством Саудовской. Это не так уж сложно, учитывая, что Саудовская Аравия граничит с Францией и имеет большие запасы углеводородов.
Однако Иран поставлял нефть на перерабатывающие заводы Франции, а саудовская нефть несколько усложнит процесс переработки.
Это сообщение французской компании о полном прекращении закупок нефти у Ирана является первым подобным признанием, сделанным энергетическими компаниями ЕС после того, как в Брюсселе приняли решение ввести с 1 июля текущего года запрет на импорт иранской нефти.
Датская компания Maersk так же отныне не будет предоставлять свои танкеры для обслуживания поставок из Ирана.
Тегеран же предостерег достаточно в резкой форме своих соседей от возможного увеличения нефтедобычи в случае введения эмбарго.