В Дагестане вечером 7 декабря 2011 года произошел взрыв под магистральным нефтепроводом Баку-Грозный.
Взрыв произошел на 242 километре нефтепровода в 3 км от села Манас. Взрывное устройство привели в действие неизвестные. МВД Дагестана сообщает, что уголовное дело по факту взрыва уже возбуждено и что в результате взрыва на трубопроводе образовалась вмятина диаметром 10-12 см, однако разлива нефти не обнаружено, планы злодеев нарушены, подача нефти не остановлена.
Уголовное дело возбуждено по статье УК РФ за незаконное хранение оружия и боеприпасов, а также по статьям 215.3 (приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов), 222 (незаконный оборот оружия и боеприпасов), 223 (незаконное изготовление взрывчатых веществ и взрывных устройств).
Теракты в отношении газо- и нефтепроводов и нефтяных скважин в наше время не новое явление. В Египте, например, взрывы газопроводов происходят с пугающей периодичностью.
Ливия так же попала в поле зрения «сырьевых террористов» в начале 2011 года.
В нынешнем Дагестане ситуация со взрывами не менее пугающая.
Они стали для страны обычным делом. В прошлом году самый громкий из них, взрыв на магистральном газопроводе Моздок-Казимагомед оставил без газа более 200 тыс жителей 5 районов северо-кавказской республики.
Мирные жители покидают города, и по радикальным или религиозным убеждениям уходят к своим «лесным братьям» из-за произвола силовиков, некоторые делают это и из-за массовой безработицы.
Эти же мирные жители затем становятся боевиками и совершают взрывы.
Всего несколько дней назад в Дагестане были совершены другие громкие теракты. В ночь на 6 декабря в Кизилюрте боевики устроили взрыв у магазина по улице Ирчи Казака, в результате чего пострадал пожилой сторож. Также бандиты подорвали машину группы немедленного реагирования, из-за чего пострадали трое полицейских.
У жителей Дагестана действует закон – кровь за кровь, брат за брата.
Далеко за пределами страны известна напряженная ситуация с силовиками, которые проявляют жестокость по отношению к мирным жителям, но никто не говорил об аналогичной ситуации по отношению к работниками правоохранительных органов.
Только за девять месяцев этого года в Дагестане совершено 136 посягательств на жизнь работников правоохранительных органов, как сообщает Генпрокуратура. Это половина всех случаев, произошедших в СКФО.
В июне 2011 года мирные жители также захватили Ирганайскую ГЭС, с требованием открыть автомобильное движение через туннель Гимры-Чирката, закрытый на ремонт в 2008 году.
Как сообщил заместитель генпрокурора России И. Сыдорук, «криминогенная обстановка в Дагестане остается напряженной и характеризуется перманентным нарастанием угроз со стороны действующего бандподполья, приверженцев и пособников диверсионно-террористических групп».
С ним согласен глава Дагестана М. Магомедов: «Угрозы терроризма и религиозного экстремизма мешают нам реализовывать серьезные стратегические проекты. Мы приняли долгосрочные обоснованные экономические планы, реализация которых поможет нам значительно повысить уровень качества жизни дагестанцев. Но непрерывные террористические акты и другие преступления отпугивают инвесторов и бизнесменов».
Проблемы остаются на низком уровне решения еще и потому, что не уделяется должное внимание со стороны федерального Центра. Об этом М. Магомедов говорил в минувший понедельник с премьер-министром России В. Путиным.
Обсуждал ли он с будущим кандидатом в президенты военную тему – неизвестно.
Терроризм представляет собой комплексное, многогранное и многоуровневое явление, средство борьбы за власть, в процессе которой проявляются классовые, групповые, конфессиональные и национальные отношения.
За современными террористическими актами стоят мощные структуры с громадным штатом и боевым оснащением.
На сегодняшний день терроризм, в первую очередь – прибыльный бизнес и средство политического манипулирования.
Бороться с ним можно лишь комплексно, работая на всех уровнях государственных и межведомственных структур, вовлекая все звенья антиэкстремистской и антитеррористической борьбы.В связи с вызовами современности компании ТЭК вынуждены учитывать угрозу терроризма. Компании разрабатывают антитеррористические планы, проводят учения.