Вторым таинственным партнёром Роснефти по совместному освоению Вала Шатского, вместо покинувшей проект Chevron, может стать итальянская ENI.
Почему хитроумная? Потому что компания умудряется сохранить отношения с Евросоюзом, одновременно не просто максимально участвуя в российских газовых проектах, но ещё и привлекая ГАЗПРОМ, а теперь и Роснефть в качестве партнёра в те зарубежные проекты, с помощью которых Европа пытается диверсифицироваться от России. Для акулы капитализма главное - деньги.
В СП ENI может получить 33%, а также будет обязана осуществить финансирование геологоразведочных работ на первоначальном этапе, которые оцениваются примерно в 1 млрд долларов США. По такому же принципу Роснефть реализует аналогичный проект с ExxonMobil на Туапсинском прогибе в Черном море. От нее российская госкомпания рассчитывает взамен получить доступ к активам в Северной Америке.
От ENI Роснефть видимо надеется получить доступ к проектам в Ливии. По неподтверждённым данным переговоры могут быть завершены до конца года.
Вал Шатского - бывший актив ЮКОСа, полученный Роснефтью в 2007 году. Компания владеет лицензиями на Западно-Черноморский лицензионный участок площадью 8,6 тыс. кв. м. На участке выделено 10 потенциальных участков, 5 из которых представляются наиболее перспективными, поскольку заключают в себе 80% всех ресурсов в объеме около 860 млн тонн нефти. В настоящее время на участке проводятся сейсморазведочные работы, бурение первой поисковой скважины запланировано на конец 2011г. Ранее запасы месторождения оценивались в 97 млн тонн.
Роснефть и Chevron подписали соглашение 17 июня 2010 года, которое определяло ключевые принципы совместных работ, запланированных в рамках лицензии российской стороны на освоение Вала Шатского. Chevron взяла на себя обязательства по привлечению средств в объеме около 2 млрд долл. США на геологоразведочные работы.
Но 16 июня 2011 года Роснефть объявила о том, что Chevron выходит из проекта Вал Шатского. Сообщалось, что у компаний есть расхождения, в том числе по оценкам запасов месторождения. О том, что компания ведет переговоры с альтернативными партнерами, глава Роснефти Э.Худайнатов сообщил в середине сентября. Он упоминал ExxonMobil, с которой к тому времени уже было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве, а также "еще две компании".
У ENI уже есть опыт работы в России и с российскими госкомпаниями, она является одним из ключевых европейских партнеров Газпрома. Именно ENI в партнерстве с итальянской же Enel купила в 2007 году газовые активы ЮКОСа и его долю в Газпром нефти. Кроме того, итальянская компания является крупным потребителем Газпрома в Европе и вместе с российской стороной реализует один из самых громких российских энергополитических проектов - по строительству газопровода South Stream из России в Европу по дну Черного моря.