
— Общие центры обслуживания — это отдельные структурные подразделения, которые занимаются выполнением регулярно повторяющихся задач — бухгалтерских, кадровых, ИТ и т. д. Такие центры необходимы в первую очередь для территориально распределенных компаний. ОЦО позволяет централизовать ту или иную функцию на базе определенного города и тем самым улучшить эффективность, довести ее до необходимого, более высокого уровня. В качестве примера могу привести то, как эта задача была решена у нас, в Группе компаний «Газпром бурение» и Группе компаний «РусГазБурение»: мы объединили в одном месте сотрудников, которые занимаются одним и тем же делом, говорят на одну и ту же тему, понимают друг друга, и получили центр компетенций, с командой, способной выстроить бэк-офис под ключ.
Основная масса крупнейших российских компаний, а это порядка 250 юридических лиц, уже либо перешла на работу с ОЦО, как внутренними, так и выделенными, либо находится в процессе такого перехода.
— Чем важен такой центр для Группы компаний «Газпром бурение» и Группы компаний «РусГазБурение»?
— «Газпром бурение» распределено по очень большой территории, и для нас создание ОЦО, объединение офисных функций в одном месте дают максимальную выгоду и сразу несколько положительных эффектов.
Во-первых, когда каждая компания в Группе работает на своих программных продуктах, мы должны создавать и поддерживать разрозненные ИТ-службы, обеспечивать разнообразную поддержку программных решений без единого программного продукта и без единства цифровых бизнес-проектов. То же самое с бухгалтерией, с HR и прочими сотрудниками, которые могут и должны работать централизованно.
Перед Группой компаний стояла цель максимально повысить качество налогового мониторинга, провести глобальный скачок, обеспечить прозрачность. Нужно было улучшить квалификацию сотрудников бухгалтерии, потому что работа с крупнейшей налоговой инспекцией предполагает совсем другой уровень учета. Требовалось внедрить и кадровые электронные документы, электронный документооборот с контрагентами — и весь этот учет должен вестись в одном формате, в единой системе.
— И что это дает компаниям — кроме общего повышения организованности?
— Переход на сервисную культуру, в которой бизнес минимально вовлечен в бэк-офисную функцию и может сосредоточиться на производстве. Кроме того, сам по себе централизованный офис экономически выгоднее, эффективнее. Инвестиции в создание собственного ОЦО или передачу функций на аутсорсинг в ОЦО окупаются полностью. Здесь я также могу привести как пример Группу компаний «Газпром бурение» и Группу компаний «РусГазБурение». Мы не так давно подсчитали рост эффективности по функции экономики, финансов и казначейства, и получилось, что от старта проекта на сегодняшний день у нас затраты на эту функцию уменьшились на 30%. Это при том, что количество проводимых операций увеличилось в 2 раза! То есть в целом экономический эффект уже на старте может достигать 30–40% только за счет централизации. Около 20% дает сокращение числа пользователей в ИТ-системах, так как каждому отдельному пользователю нужны компьютер, лицензии на программные продукты и т. д. Уменьшаются и общие административные затраты: в ОЦО содержание одного сотрудника обходится дешевле, чем в распределенных по разным местам офисах.
В бизнес-кейсе нашего проекта закладывался экономический эффект 30% на старте — этот показатель достигнут. В этом году мы дали еще 10% экономии от стоимости персонала и услуг, на следующий год стоит цель сократить затраты еще на 15%.
Факт:
30% экономии дает переход к ОЦО сразу же при старте проекта. Каждый год стоимость офисных работ будет снижаться еще на 10–15%.
30% экономии дает переход к ОЦО сразу же при старте проекта. Каждый год стоимость офисных работ будет снижаться еще на 10–15%.
— А можно ли за счет ОЦО получить не только экономию, но и прибыль? Какие услуги ОЦО вы можете предложить клиентам?
— Это вполне возможно! У нас есть наработки, которые будут востребованы на российском рынке услуг. Многие решения являются передовыми, и мы готовы их предложить как отдельный продукт.
Если брать классическую модель ОЦО, то базовый кейс на рынке: финансы, HR, ИТ, закупки, могут быть добавлены управление эффективностью, обучение персонала, оценки и обратная связь от клиентов. Мы же ориентируемся сразу на третий уровень развития ОЦО, на сервисную модель будущего — это управление проектами и капиталами, комплексная аналитика для бизнеса.
В целом мы предлагаем освободить бизнес от рутинных операций, поддержать цифровыми решениями и помочь преодолеть изменения, которые сейчас происходят и в отечественной, и в мировой экономике. Важно подчеркнуть, что все наши решения, с которыми выйдем на рынок, будут уже проверены и отлажены на наших собственных, внутренних клиентах, включая схемы взаимодействия и совместного определения эффективности.
Например, сейчас у нас для контроля эффективности работают три инструмента: опрос клиента, еженедельная встреча с клиентом на оперативном уровне и ежемесячный клиентский комитет либо с руководителями функции, либо с директором филиала. На клиентских комитетах обсуждаются возможности улучшения деятельности ОЦО. Все замечания мы берем в работу и на следующем клиентском комитете отчитываемся о результатах. Это позволяет как постоянно совершенствовать наши функции, так и находить взаимопонимание с клиентом.
— Как Вы видите дальнейшее развитие ОЦО внутри Группы компаний «Газпром бурение» и Группы компаний «РусГазБурение», что еще будет реализовано в ближайшее время?
— Нам предстоит реализовать множество проектов, и прежде всего — это рост электронного документооборота. Год назад ЭДО не было как единого процесса. Сейчас в электронном виде обрабатывается порядка 80% документов. По кадровым документам сейчас в электронном виде порядка 50%, этот показатель тоже необходимо наращивать. Кроме того, сейчас у нас добавляются функции ОЦО по обеспечению производства — это складская, закупочная деятельность и т. д.
У нас сейчас работают два ОЦО — в Краснодаре и в Оренбурге. Такое расположение позволяет охватить все часовые пояса и обеспечить практически непрерывную работу. У Группы компаний нет потребности в новых центрах. Если брать по функциям, то в ОЦО сейчас реализуется максимально возможная в России линейка, у бизнеса остаются только чисто производственные задачи.
— И какова при этом нагрузка на сотрудников ОЦО?
— В Группе компаний все обращения в ОЦО идут через портал с личным кабинетом работника и через приложение, в котором можно задать тот или иной вопрос, посмотреть свой расчетный лист, написать заявление на отпуск и т. д. Все автоматизируется, поэтому при работе с кадрами у нас норма — 400 клиентов на одного сотрудника центра, по расчету заработной платы — 800 клиентов. По мере перехода на 100%-но электронный документооборот эти нормы, особенно по кадровым вопросам, будут повышаться. Но это не единственно возможное решение, мы можем подобрать и другой вариант, более удобный для конкретного клиента, все зависит от ситуации. Мы готовы индивидуально работать с каждым клиентом.
Факт:
400 клиентов на одного сотрудника приходится в ОЦО при работе с кадрами.
800 клиентов на одного сотрудника обслуживает ОЦО по расчету заработной платы.
400 клиентов на одного сотрудника приходится в ОЦО при работе с кадрами.
800 клиентов на одного сотрудника обслуживает ОЦО по расчету заработной платы.
Наша главная цель на перспективу — создание полностью цифрового ОЦО, максимально автоматизированные процессы, в первую очередь в бухгалтерии и казначействе. Хотелось бы заметить, что цифровизация у нас проводится целиком на российских программных решениях, с полным импортозамещением. Это особенно важно для государственных компаний, но и частный бизнес уже успел убедиться, что в нестабильной геополитической ситуации отечественный продукт — залог стабильной работы со своевременной поддержкой.
— Компании, которые переходят на обслуживание в ОЦО, сталкиваются с проблемой сокращения персонала. Что делать в такой ситуации?
— Каждая компания по-своему решает этот вопрос. Ситуации могут быть очень разными, нередко у компании, которая переходит на обслуживание в ОЦО, до этого вообще не было своей бухгалтерии или ИТ-подразделения.
Мы предлагаем своим клиентам услуги ОЦО, можно сказать, под ключ — от индивидуально разработанных целевых решений до предоставления всех необходимых специалистов. На данный момент в ОЦО работают около 600 высокопрофессиональных экспертов, эффективная работа которых позволяет осуществлять более 250 процессов различной сложности, регламентированных единым SLA, OLA.
И еще один важный момент: работа ОЦО, цифровизация и прозрачность всех процессов — это не только повышение экономической эффективности, здесь есть очень серьезная имиджевая составляющая, в том числе и внутри компании. Простой пример: в начале деятельности я не знал, где получить свой расчетный лист. Сейчас каждый сотрудник на портале, в личном кабинете может видеть не только свой расчетный лист, но и отследить всю свою кадровую историю в организации. Сотруднику гораздо приятнее работать в компании, где все прозрачно, где к нему честное и открытое отношение и где повсеместно используются самые современные, передовые технологии!