USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

4 мин
318

В бассейне р. Амур планируется расширить инфраструктуру для перевалки СУГ при экспорте в Китай

В порту Новоленинское планируется строительство перегрузочного комплекса Союз с газонаполнительный комплекс под 1 млн т/год СУГ и 0,3 млн т пентан-гексановой фракции.

В бассейне р. Амур планируется расширить инфраструктуру для перевалки СУГ при экспорте в Китай

Источник: Росморречфлот

Москва, 10 дек – ИА Neftegaz.RU. В речном порту Нижнеленинское на р. Амур планируется расширить инфраструктуру для перевалки сжиженных углеводородных газов (СУГ) при экспорте в Китай.
Об этом 9 декабря 2025 г. сообщил Росморречфлот по итогам заседания рабочей группы, в ходе которого рассматривался проект соответствующей дорожной карты.

Еще один перегрузочный комплекс

Речной порт Нижнеленинское Еврейской автономной области (ЕАО) станет базой для еще одного перегрузочного комплекса на Амуре. Для этого на территории порта планируют строительство железнодорожного узла.

Создание перегрузочного комплекса позволит активнее использовать транзитный речной потенциал в Амурском бассейне, снизит нагрузку на наземные пограничные пункты и увеличит объем экспортно-импортных грузоперевозок.

В перспективе в речном порту планируется перевалка:
  • СУГ – с железнодорожного транспорта на автомобильный и в контейнеры с последующей отправкой по реке Амур в Китай,
  • брусита с Савкинского месторождения.

Ранее в речном порту Нижнеленинское был завершен капитальный ремонт подъездных железнодорожных путей, ведущих к грузовому причалу.

Гарантированные глубины судового хода реки Амур позволяют беспрепятственно обеспечивать проход судов класса «река-море» от Татарского пролива до порта Нижнеленинское.

Проект перегрузочного комплекса Союз у моста Нижнеленинское – Тунцзян был анонсирован в 2023 г. В составе комплекса планируется построить:
  • газонаполнительный комплекс под 1 млн т/год СУГ и 0,3 млн т пентан-гексановой фракции,
  • терминал стабильного газового конденсата (СГК) мощностью до 3 млн т/год,
  • нефтебаза с резервуарами для нефтепродуктов под объемы поставок до 1 млн т/год,
  • резервуарный парк для продуктов нефтехимии, обеспечивающих перевалку и хранение до 0,7 млн т/год,
  • контейнерный терминал для перегрузки опасных грузов, полимерной продукции по оборот до 2 млн т/год,
  • складские площади для хранения импорта из Китая общим объемом 2 млн т/год.
Стоимость проекта оценивается в 106 млрд руб., участниками проекта выступают Объединенная нефтегазовая корпорация и Xuan Yuan Industrial Development.

СУГ нужна инфраструктура

Китай становится все более активным покупателем российских СУГ:
  • по данным Национального биржевого ценового агентства, в 2025 г. доля поставок в Китай в российском экспорте СУГ выросла до 31% по сравнению с 15% в 2024 г.,
  • в 2024 г., согласно данным Argus, экспорт СУГ в Китай составил порядка 450 тыс. т,
  • из материалов Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) Газпромбанка следует, что в 1м полугодии 2025 г. поставки составили 383 тыс. т, что 2 раза больше в годовом сравнении,
  • в 2025 г. динамика сохраняется – по итогам 2025 г., согласно данным Petromarket, приводимым Reuters, поставки могут вырасти в 1,9 раза, до 800 тыс. т,
  • в 2026 г. темпы роста замедлятся – поставки могут составить 1,125 млн т, увеличившись на 40%.
Резкий рост экспорта российских СУГ в Китай произошел на фоне торговых войн между США и Китаем (США – крупнейший поставщик СУГ в порты Китая с долей 48% в 1м полугодии 2025 г.).

Дальнейший рост поставок СУГ в Китай ограничен нехваткой специализированных мощностей для хранения и перевалки СУГ на Дальнем Востоке. Основные объемы СУГ (оценочно 600 тыс. т в 2025 г.) идут по железной дороге, остальное – автотранспортом. В сентябре 2024 г. в Хасанском районе Приморского края был запущен сухопутный терминал СУГ, где осуществляется перевалка продукции с ж/д- на автотранспорт, его мощность составляет 150 тыс. т/год СУГ с перспективой удвоения.

По наиболее эффективным водным путями перевозки СУГ перспективы пока туманны. На Дальнем Востоке планировались 2 крупных морских терминала СУГ (в бухте Перевозная в Приморском крае и в Советско-Гаванском районе Хабаровского края мощностью 1 млн т/год каждый), но они находятся в подвешенном состоянии. Так, терминал в Хабаровском крае планировался как совместный российско-китайский проект, инвестором которого должен был стать китайский производитель нефтехимической продукции Hebei Haiwei. Однако в августе 2024 г. США ввели санкции против реализующей проект терминала компании Ремсталь (Госдеп США связал компанию с проектом Якутский СПГ, на текущий момент проект переформатирован).

Поэтому организация перевалки СУГ в порту Нижнеленинское послужит как расширению экспорта СУГ, так и развитию логистики на Дальнем Востоке.

Расширить возможности Амурского бассейна!

Помимо перегрузочного комплекса в Еврейской автономной области перспективными проектами в Амурском бассейне являются также проекты в Джалинде и Благовещенске (Амурская область) и Хабаровске.

Для координации проектов, а также анализа объемов и номенклатуры грузов, состояния существующей портовой инфраструктуры, пропускной способности и транспортных схем сформированы межведомственные рабочие группы, куда входят представители Росморречфлота, региональных правительств, судоходных и промышленных компаний. В настоящее время утверждено 6 дорожных карт по реализации проектов перегрузочных комплексов.

Реализуется проект российско-китайского интермодального транспортного коридора Северо-Восток КНР – Дальний Восток РФ, проходящего в т.ч. по российским внутренним водным путям Нижнего Амура. Этот маршрут обеспечит для Китая связность его морских портов на юге и северных провинций через глубоководный порт Фуюань на р. Амур, а для России и Китая – повысит эффективность грузоперевозок между странами. Маршрут проходит по Японскому морю через российские порты Ванино, Николаевск-на-Амуре и Хабаровск до порта Фуюань.

Возможности судоходства по коридору Северо-Восток КНР - Дальний Восток РФ Китай тестировал в сентябре 2025 г. Тогда китайское судно-тяжеловоз Xiang Yue Su Hang совершил комбинированный рейс по морским и речным водным путям, доставив в порт Фуюань 2 судна технического флота, а в обратный рейс приняв зерновые грузы в контейнерах.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK