USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

3 мин
280

ВПУ-3 и не только. КТК и КазМунайГаз обсудили актуальные вопросы сотрудничества

На ВПУ-3 сейчас ППР, который КТК рассчитывает завершить досрочно. В целом ВПУ-3 уделяется много внимания, чтобы но стабильно работало в период замены ВПУ-1 и ВПУ-2 в 2026 г.

ВПУ-3 и не только. КТК и КазМунайГаз обсудили актуальные вопросы сотрудничества

Москва, 9 дек – ИА Neftegaz.RU. Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) и КазМунайГаз (КМГ) обсудили эксплуатацию магистрального нефтепровода (МНП) Тенгиз – Новороссийск и Морского терминала (МТ) КТК, в т.ч. замену шлангов на выносном причальном устройстве №3 (ВПУ-3).
Об этом КТК сообщил в своем Telegram-канале 9 декабря 2025 г.

Встреча в Астане

9 декабря 2025 г. в г. Астана состоялась рабочая встреча гендиректора КТК Н. Горбаня с председателем правления КМГ А. Хасеновым.

В ходе встречи:
  • глава Консорциума проинформировал руководителя КМГ о том, что коллектив КТК и подрядчики в настоящее время на Морском терминале проводят работы по замене шлангов ВПУ КТК-3,
  • стороны подчеркнули важную роль КТК в обеспечении энергетической безопасности и стабильности Казахстана, а также в развитии экономического сотрудничества между странами.

По итогам встречи стороны также подтвердили взаимную готовность к дальнейшему конструктивному взаимодействию и реализации совместных проектов, направленных на безаварийную и эффективную эксплуатацию МНП Тенгиз – Новороссийск.

МТ КТК и его ВПУ

Нефтепроводная система КТК включает магистральный нефтепровод (МНП) Тенгиз – Новороссийск протяженностью 1511 км и морской терминал на Черном море в районе Новороссийска. КТК, через который осуществляются отгрузки нефти на экспорт. КТК обеспечивает экспорт нефти с месторождений запада Казахстана (Тенгиз, Кашаган и Карачаганак) и российских месторождений на шельфе Каспия. Сейчас трубопроводная система консорциума может транспортировать с территории Казахстана около 72,5 млн т/год нефти и до 83 млн т/год нефти – через РФ.

На МТ КТК в с. Южная Озереевка нефть отгружается в танкеры через 3 ВПУ турельного типа производства IMODCO (Монако). Устройства расположены в 5 км от береговой линии, что позволяет безопасно загружать танкеры, в т. ч. при неблагоприятных метеоусловиях. ВПУ-1 и ВПУ-2 находятся в эксплуатации с 2001 г., а ВПУ-3 – с 2014 г.

В настоящее время:
  • ВПУ-1 – работает в обычном режиме, с учетом ограничений, вводимых в порту Новороссийск в связи с угрозами атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и безэкипажных катеров (БЭК),
  • ВПУ-2 – получил значительные повреждения в результате атаки БЭК 29 ноября 2025 г., по заявлению КТК, дальнейшая эксплуатация ВПУ-2 не представляется возможной,
  • ВПУ-3 – с 12 ноября 2025 г. выведено из эксплуатации для проведения планового предупредительного ремонта (ППР), в т.ч. для замены плавучих и подводных шлангов. Сообщалось, что работы займут до 2 месяцев в зависимости от погодных условий. По данным Reuters, КТК рассчитывает завершить ППР досрочно и вернуть ВПУ-3 в работу ориентировочно 11-13 декабря, после чего сможет восстановить экспорт нефти в полном объеме (ВПУ-3 в период простоя ВПУ-1 и ВПУ-2 способен отгружать до 3,5 млн т/мес. нефти).

В 2026 г. КТК планирует заменить ВПУ КТК-1 и ВПУ КТК-2 на новые, которые уже изготавливаются на верфи Drydocks World в ОАЭ. В связи с предстоящей заменой ВПУ-1 и ВПУ-2 КТК уделяет много внимания ВПУ-3, чтобы устройство стабильно работало в период замены.

ВПУ-3 также планируется заменить, но его будут строить в России. В июле 2024 г. в корпоративном издании Панорама КТК сообщалось, что консорциум заключил договор на проектирование, изготовление, испытание и поставку ВПУ с российским судостроительным предприятием. Предприятие не называлось. В июне 2025 г. Российский морской регистр судоходства (РС) сообщил о посещении Прибалтийского судостроительного завода Янтарь (входит в ОСК) и производственно-инжинирингового комплекса Кливер. Организация напомнила, что на стройплощадках верфей Калининградской области под техническим наблюдением Калининградского филиала РС строится ВПУ проекта R-PD-22-0033.

Экспортные сложности Казахстана

После повреждения ВПУ-2 на Морском терминале КТК Минэнерго Казахстана сообщило о вводе в действие плана по перенаправлению экспортных объемов нефти на альтернативные маршруты. Эти маршруты КМГ развивает по поручению президента Казахстана К.-Ж. Токаева. Напомним, что помимо КТК, через территорию России идут крупные потоки казахстанской нефти на экспорт в западном направлении, но ни один из них не превосходит КТК по удобству, объемам и стоимости транспортировки:
  • по МНП Атырау – Самара и далее по системе МНП Транснефти в порт Усть-Луга или по МНП Дружба в Польшу и Германию,
  • по Транскаспийскому маршруту, который КазМунайГаз развивает совместно с азербайджанской SOCAR с танкерной транспортировкой через Каспийское море и трубопроводной доставкой до порта Джейхан в Турции для отгрузки на экспорт.
На восточном направлении ключевым получателем нефти из Казахстана является Китай по МНП Атасу – Алашанькоу (Казахстан – Китай).

Reuters пишет, что из-за повреждения ВПУ КТК-2 Казахстан в декабре 2025 г. впервые направит часть нефти Кашаганского месторождения (из ресурсов CNPC и Inpex) по МНП Атасу – Алашанькоу (около 50 тыс. т) при обычном объеме транспортировки 85-86 тыс. т/мес. Еще часть объемов удалось перекинуть на Транскаспийский маршрут и на порт Усть-Луга. Однако, по данным источников издания, Казахстан в начале декабря был вынужден снизить добычу нефти и газового конденсата, хотя полной остановки экспорта удалось избежать.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK