Об этом 24 ноября 2025 г. пишут Ъ и РБК со ссылкой на заявления спецпредставитель главы республики Тыва по вопросам привлечения инвестиций, межрегионального и международного сотрудничества В. Донских в кулуарах Транспортной недели.
Инфраструктура в обмен на ресурсы
Правительство республики Тыва обсуждает с монгольскими и китайскими компаниями возможность их участия в строительстве железной дороги Курагино – Кызыл с продлением ее до монгольской границы.По словам В. Донских:
- 1-2 декабря 2025 г. в г. Иркутск пройдет первый Форум регионов Монголии и России,
- на этой площадке правительство Тывы планирует заключить с монгольской ЧингисХаан Групп, партнером China Railways, рамочное соглашение о сотрудничестве в развитии инфраструктуры на территории республики,
- вызывает определенный интерес предложение китайских партнеров обеспечить строительство железнодорожной и, при необходимости, энергетической инфраструктуры на российской территории взамен на предоставление российской стороной права на разработку месторождений полезных ископаемых на территории республики Тыва,
- такие сделки – «инфраструктура в обмен на ресурсы» – уже используются при строительстве объектов инфраструктуры на территории Монголии,
- в частности, по словам представителей ЧингисХаан Групп и China Railways, по такой схеме будет построена железная дорога на территории Монголии с подходом к российско-монгольскому пункту пропуска Цаган-Толгой в Тыве – Арц-Суурь в Монголии.
Ж/д Курагино – Кызыл должна стать частью Центрально-Евразийского транспортного коридора, соединяющего Россию, западные аймаки Монголии с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР. Планируемая линия должна присоединить к железнодорожной сети Элегестское месторождение в республике Тыва с запасами 855 млн т коксующегося угля.
Попытка №?
Параметры проекта ж/д-линии Курагино – Кызыл:- маршрут – от пос. Курагино (Красноярский край) до г. Кызыл (республика Тыва),
- протяженность – 411,7 км, из них около 288 км по территории Красноярского края и около 123,7 км – по Тыве,
- прогнозный объем перевозок – 12 млн т/год,
- основной грузопоток планируется формировать за счет угля, железной руды и цветных металлов с месторождений Тывы и соседних регионов,
- дополнительную загрузку создаст перераспределение зерновых, нефтяных, лесных и минерально-строительных грузов с действующих маршрутов, а также рост производства продукции лесопромышленного комплекса и минеральных удобрений.
Проект ж/д Курагино – Кызыл планируется уже много лет, за это время проект претерпел многочисленные изменения.
- первоначальное соглашение о строительстве дороги было подписано в 2008 г. на ПМЭФ между Росжелдором и экс-сенатором, основателем Межпромбанка С. Пугачевым,
- на тот момент проект предполагался в формате Элегест – Кызыл – Курагино, т.е. уголь Элегестского месторождения и др. грузы из республики Тыва планировалось транспортировать через ст. Курагино в Красноярском крае (относится к Южно-Сибирской ж/д, которая соединяется с БАМом на ст. Тайшет в Иркутской области) до порта Ванино в Хабаровском крае (тогда порт только планировался),
- в декабре 2011 г. В. Путин в статусе премьер-министра забил на месте будущей станции Кызыл-Пассажирская символический костыль,
- завершение строительства ж/д-линии Элегест – Кызыл – Курагино планировалось в 2018 г., однако по факту был проложен всего 1 км пути,
- в 2017 г. на ВЭФ было заключено концессионное соглашение между Росжелдором и Специальной проектной компанией (СПК), тогда же были озвучены планы по продлению ж/д Курагино – Кызыл через Монголию в Китай, однако через 3 года концессия была приостановлена,
- летом 2025 г. появились сообщения о том, что проект возобновлен в расширенном формате – как часть ЦЕТК.
На текущий момент Курагино – Кызыл рассматривается как ж/д-маршрут в составе ЦЕТК с дальнейшим продлением до пункта пропуска на границе республики Тыва и Монголии Цаган-Толгой и далее по территории Монголии и Китая до г. Хами в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Общая мощность ЦЕТК составит 67 млн т/год, протяженность 2250 км. В 2024 г. Минтранс оценивал инвестиции в проект на уровне 1 трлн руб., срок реализации – 2035 г.

Telegram-канал главы республика Тыва В. Ховалыга
РЖД сообщило, что пока ведется разработка предварительного технико-экономического обоснования (предТЭО) по оценке целесообразности формирования ЦЕТК, в т.ч. строительства линии Курагино – Кызыл – Цаган-Толгой и далее до г. Хами. Возможность и форма участия РЖД может быть определена по результатам предТЭО и обсуждений с монгольской и китайской сторонами.
РЗМ-контекст
В. Донских отметил, что в лицензионные соглашения по месторождениям критически важных элементов, в т.ч. редких и редкоземельных металлов (РЗМ) по предполагаемым сделкам «инфраструктура в обмен на ресурсы» планируется включать ряд условий, направленных на развитие региона и освоение технологий. Среди этих обязательств:- обязательство, разрешающее экспорт только продуктов глубокой переработки сырья, например, на предприятиях Ангаро-Енисейского кластера (этот объект формируется в рамках поручения президента по организации к 2030 г. полного цикла переработки РЗМ),
- условие о создании СП с российским партнером,
- обязательство о предоставлении отсутствующих в РФ технологий обогащения сложных полиметаллических руд.
Напомним, что в республике Тыва расположен ряд месторождений лития. Так в нераспределенном фонде находится Улуг-Танзекское месторождение, 2е по размеру запасов лития в России (665,5 тыс. т). Лицензию на Тастыгское месторождение в Тыве с запасами 596,3 тыс. т. лития в 2023 г. получил Эльбрусметалл-Литий, дочка Ростеха. Компания до конца 2027 г. должна завершить строительство ГОКа, но, по данным источника Ъ, у нее есть потребность в технологическом партнере по организации переработки. Арысканское месторождение с запасами ниобия и тантала также в нераспределенном фонде.
Возможность разработки месторождений редких и редкоземельных металлов (РЗМ) в республике Тыва может заинтересовать китайских инвесторов, которые активно используют схему «инфраструктура в обмен на ресурсы». Однако для России эта схема непривычна и вызывает опасения о слишком сильном влиянии китайских участников на потенциальный проект. Кроме того, требования России о предоставлении технологий глубокой переработки РЗМ (в первую очередь, технологий разделения элементов) может идти вразрез с интересами Китая.






