USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

4 мин
3129

Прокачка нефти по КТК в сентябре 2025 г. снизится почти на 4%. Есть причины

Причиной снижения прокачки нефти в сентябре 2025 г. называется 2-недельный ремонт одного из выносных причальных устройств на Морском терминале КТК.

Прокачка нефти по КТК в сентябре 2025 г. снизится почти на 4%. Есть причины

Источник: КТК

Москва, 15 авг - ИА Neftegaz.RU. Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) планирует в сентябре 2025 г. сократить прокачку нефти по сравнению с августом.
Об этом 14 августа 2025 г. сообщил Reuters со ссылкой на источники в отрасли.

КТК сократит прокачку

В июле 2025 г. КТК увеличил отгрузку нефти на экспорт на Морском терминале КТК в районе г. Новороссийск на 3% относительно июня, до 6,551 млн т (1,67 млн барр./сутки).

Ожидается, что в сентябре 2025 г. прокачка нефти по КТК составит чуть менее 1,6 барр./сутки нефти по сравнению с 1,66 млн барр./сутки в августе, т.е. снижение в месячном сравнении может составить 3,6%. В пересчете на тонны (с тем же коэффициентом, что использует Reuters) прокачка снизится с 6,5 до 6,1 млн т.

Сентябрьский график отгрузки КТК, по данным источников, включает 46 партий нефти сорта CPC Blend с погрузкой на танкеры класса Suezmax, тогда как обычно ежемесячный график КТК включает как партий Suezmax объемом до 1 млн барр., так и более мелких - Aframax вместимостью около 600-700 тыс. барр.

Причиной снижения прокачки нефти в сентябре 2025 г. называется 2-недельный ремонт одного из выносных причальных устройств (ВПУ) на Морском терминале КТК. При этом задержек в отгрузках не ожидается.

Однако, если посмотреть на динамику в месячном сравнении, то сентябрьское снижение лишь ненамного перевешивает рост отгрузок по КТК на экспорт в июле 2025 г., что может объясняться ситуацией с магистральным нефтепроводом (МНП) Баку - Тбилиси - Джейхан.

КТК и его ВПУ

Отгрузка нефти на танкеры на Морском терминале КТК осуществляется через 3 ВПУ турельного типа, расположенные в 5 км от береговой линии, что позволяет безопасно загружать танкеры в т.ч. при неблагоприятных метеоусловиях:
  • ВПУ-1 и ВПУ-2 находятся в эксплуатации с 2002 г., ВПУ-3 - с 2014 г.,
  • ВПУ-1 и ВПУ-2 находятся в эксплуатации более 20 лет и периодически останавливаются в связи с выявленными неисправностями,
  • ВПУ-3 в период простоя ВПУ-1 и ВПУ-2 способен отгружать до 3,5 млн т/мес. нефти.

График планово-предупредительных ремонтов (ППР) КТК на 2025 г. предусматривает проведение работ на всех 3 ВПУ с заменой порядка 47 подводных и плавучих шлангов. В ремонт ВПУ выводятся последовательно, чтобы сохранять ритмичность отгрузок. ВПУ-1 останавливался на ППР в январе 2025 г., первая отгрузка была произведена 4 февраля 2025 г.

Однако ВПУ КТК приходилось останавливать и внепланово. В конце марта 2025 г. КТК по результатам проверки Ространснадзора вывел из эксплуатации ВПУ КТК-1 и ВПУ КТК-2. Через суд КТК удалось только ВПУ-1. По ВПУ-2 работы в полном объеме КТК завершил и подал заявку на восстановление класса в РС в июне 2025 г. На данный момент ВПУ КТК-2 в регистровой книге РС присутствует - его номер 010799, символ класса K* FSPM), но о вводе ВПУ-2 в эксплуатацию КТК пока не сообщал.

Кроме того, КТК готовится к замене ВПУ. На лето 2025 г. КТК запланировал начало монтажа якорей-кессонов для замены ВПУ-1 и ВПУ-2, а весной 2026 г. начнется установка новых буев ВПУ. Глава КТК Н. Горбань в июне 2025 г. сообщил, что в 2026-2027 гг. заменит ВПУ-1 и ВПУ-2 на агрегаты того же производителя (производителем действующих ВПУ является IMODCO, Монако).

ВПУ-3 будет меняться на российское устройство. В июле 2024 г. в корпоративном издании Панорама КТК сообщалось, что консорциум заключил договор на проектирование, изготовление, испытание и поставку ВПУ с российским судостроительным предприятием. Предприятие не называлось, однако подсказку дал РС, сообщив в начале июня 2025 г. о посещении Прибалтийского судостроительного завода Янтарь (входит в ОСК) и производственно-инжинирингового комплекса Кливер, где под техническим наблюдением Калининградского филиала РС идет строительство в т.ч. ВПУ проекта R-PD-22-0033. Н. Горбань сообщил, что к концу 2025 г. планируется изготовить российские якоря-кессоны, которые будут установлены до конца 2026 г., а затем последует изготовление самого ВПУ.

КТК vs БТД

Нефтепроводная система КТК - магистральный нефтепровод (МНП) Тенгиз - Новороссийск протяженностью 1511 км - обеспечивает экспорт через Морской терминал на Черном море нефти с месторождений запада Казахстана (Тенгиз, Кашаган и Карачаганак) и российских месторождений на шельфе Каспия. В настоящее время трубопроводная система консорциума способна транспортировать с территории Казахстана около 72,5 млн т/год нефти и до 83 млн т/год нефти - через РФ. Через КТК проходит порядка 80% экспортной нефти Казахстана.

Казахстан работает над диверсификацией маршрутов экспорта, в т.ч. расширяя поставки по Срединному коридору (Транскаспийскому международному транспортному маршруту) с танкерной транспортировкой нефти в Азербайджан и далее в Турцию по МНП Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). Однако как полноценная альтернатива КТК этот маршрут не рассматривается как более сложный, долгий и ограниченный по мощности. Поэтому на этот маршрут приходится лишь 6% экспорта нефти из Казахстана. По данным Reuters, за 7 месяцев 2025 г. экспорт нефти Казахстаном по МНП БТД вырос на 10% в годовом сравнении, до 923 тыс. т, а в июле произошло снижение на 6,8% в месячном сравнении, до 138 тыс. т. (ранее заявленный план Казахстана на 2025 г. - 1,7 млн т).

Казахстан затронула ситуация с загрязнением нефти в МНП БТД хлорорганическими соединениями в МНП БТД, которую bp выявила 24 июля 2025 г. Экспорт нефти Azeri Light по МНП БТД был нарушен, но также пострадали экспортные поставки нефти из Казахстана и Туркменистана. Из-за фактической остановки МНП БТД Казахстан перенаправил свои поставки нефти, которые обычно отправлялись через Каспий и Азербайджан в Турцию, в КТК, которая достаточно свободно приняла дополнительные объемы, что и отразилось в росте поставок по этому маршруту в июле-августе.

В сентябре КТК ограничит поставки нефти на экспорт, но сможет ли Казахстан вернуть нефть в МНП БТД - неясно. Впрочем, ограничения на 2 значимых логистических маршрутах, могут принести определенную пользу Казахстану, который сможет хоть немного компенсировать превышение квот в рамках его обязательств перед партнерами по ОПЕК+.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram