USD 80.4256

+0.4

EUR 94.0884

+0.38

Brent 65.96

-0.52

Природный газ 2.76

-0.14

2 мин
1386

Новые правила захода судов в порты РФ спровоцировали рост цен на судовое топливо

Основное влияние изменения оказали на сегмент нефтеналивных перевозок, в частности — в направлении Индии и КНР.

Новые правила захода судов в порты РФ спровоцировали рост цен на судовое топливо

Москва, 8 авг – ИА Neftegaz.RU. Ужесточение порядка допуска судов в российские морские порты, вступившее в силу 21 июля 2025 г., привело к росту фрахтовых ставок и повышению цен на судовое топливо.

Согласно анализу Центра ценовых индексов (ЦЦИ), увеличение сроков обработки судов из-за дополнительных процедур согласования и осмотра вызвало простой флота на рейде и, как следствие, повышение издержек на морскую логистику. Основное влияние изменения оказали на сегмент нефтеналивных перевозок, в частности — в направлении Индии и КНР.

Рост ставок фрахта за период с 21 по 27 июля 2025 г.:
  • на маршрутах в Индию и Китай увеличился в среднем на 8,3%;
  • в портах Балтийского бассейна ставки достигли 8,8–9,2 долл. США/барр., в Новороссийске — 7–7,7 долл. США/барр.;
  • на китайском направлении максимальный рост зафиксирован на Балтике — +4,2% до 11,5 долл. США/барр.
Цены на судовое дизельное топливо (MGO, с низким содержанием серы) за период с 14 по 28 июля увеличились:
  • в Балтийском и Азово-Черноморском бассейнах — на 13–18%, до 833–852 долл. США/т;
  • на Дальнем Востоке — на 10,3%, до 828 долл. США/т.
Дополнительную нагрузку на операторов создали обязательные подводные инспекции судов, проводимые в соответствии с указом Президента РФ от 21 июля 2025 г.
В рамках исполнения новых требований Росморпорт объявил тендер на проведение водолазных осмотров в ряде портов Балтики. Стоимость инспекции варьируется от 578 тыс. до 2,8 млн руб., в зависимости от типа судна.

Причины ужесточения

Нововведения направлены на усиление контроля за безопасностью судозаходов на фоне серии инцидентов, включая взрывы на танкерах в акваториях портов. Наиболее резонансным стал случай с танкером Koala (порт Усть-Луга) в феврале 2025 г., а также инцидент с Eco Wizard, где произошел разлив аммиака.

По данным ЦЦИ, в краткосрочной перспективе рост цен на топливо сохранится в сегменте MGO, тогда как по высокосернистому мазуту резких колебаний не ожидается.

Эксперты указывают на возможное влияние роста логистических издержек на инфляционные процессы. Учитывая, что стоимость бункеровки составляет до 30–40% в структуре расходов судоперевозчиков, увеличение затрат может отразиться на конечной цене экспортируемых товаров. По мнению участников рынка, текущая волатильность — временная. После завершения переходного периода и адаптации операторов к новому регламенту, ситуация в сегменте морской логистики стабилизируется.

Напомним, что указ, подписанный президентом В. Путиным 21 июля, устанавливает новые правила для судов, прибывающих в российские порты из-за границы. Теперь такие суда могут заходить в порт только с разрешения капитана порта, которое должно быть согласовано с должностным лицом Федеральной службы безопасности (ФСБ). Ранее порядок захода судов в российские порты определялся приказом Министерства транспорта, а особый режим допуска судов из-за рубежа применялся в случаях, когда порт находился в непосредственной близости от военно-морской базы.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram