Об этом сообщил в интервью гендиректору ТАСС А. Кондрашову министр транспорта РФ Р. Старовойт в преддверии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
Тезисы министра:
- мы даже обсуждаем подводные газовозы, которые будут работать на этом маршруте;
- такой проект разрабатывает Курчатовский институт, и вполне возможно, что скоро они появятся на линиях;
- в настоящее время на СМП работают 12 ледоколов, включая 8 атомных, также построено 2 буксирно-спасательных судна ледового класса и 12 судов техфлота;
- объем перевозок грузов в акватории Севморпути в 2024 г. составил 37,9 млн т, в т.ч. транзитных - 3,1 млн т;
- перевозки по СМП в январе-мае 2025 г. составили 13,4 млн т грузов;
- к 2030 году планируется увеличить портовую мощность Арктического бассейна более чем на 34 млн т.
Подводные газовозы
Проект атомного подводного газовоза был представлен Курчатовским институтом на OMR 2024.Речь идет о создании принципиально нового класса судов, способных стать альтернативой традиционным танкерам-газовозам, которые в условиях Арктики не способны вести круглогодичную навигацию без ледокольного сопровождения.
Подводные газовозы смогут перевозить сжиженный природный газ (СПГ) от места производства до точки начала транспортировки по суше.
Предполагаемые параметры такого судна:
- длина - 360 м, ширина - около 70 м; высота - около 30 м (судно может быть встроено в действующую инфраструктуру арктических СПГ-проектов),
- осадка - 12-13 м,
- суммарная мощность гребных двигателей - 90 МВт (3 гребных электродвигателя мощностью 30 МВт, обеспечиваемые 3 реакторами РИТМ-200),
- вместимость - 170-180 тыс. м3,
- скорость движения - до 17 узлов (в т.ч. в акватории Севморпути благодаря отсутствию контакта со льдом).
СМП в 2024 году
Напомним, что по итогам 2024 г. грузопоток по СМП, по сообщению Росатома, составил:- 37 893 531,9 т, что на 4,4% больше, чем в 2023 г. и является новым рекордом,
- также обновлен рекорд транзитных рейсов и грузов - 92 рейсов и более 3 млн т грузов, что почти в 1,5 раза больше, чем в 2023 г.
- СПГ - 21,86 млн т (рост на 1,73 млн т или на 8,6%, 57,69% от всего объема грузов),
- нефть - 8,1 млн т (рост на 312 тыс. т или на 4,01%, 21,37% от общего грузопотока),
- газовый конденсат - 1,32 млн т (рост на 235,5 тыс. т или на 21,72%, 4,01% от общего грузопотока),
- уголь - 597,6 тыс. т (рост на 16,9 тыс. т или на 2,9%, 1,58% от общего грузопотока).
Также рост перевозок СПГ связан с тем, что СПГ-завод Ямал СПГ не останавливался в 2024 г. на планово-предупредительный ремонт (ППР).
Эксперты отмечают, что грузопоток по СМП мог быть выше, но негативное влияние оказала просадка перевозок навалочных грузов и нефтепродуктов.
Так, перевозки навалочных грузов в 2024 г. снизились на 673,9 тыс. т, или 38,4%, до 1,08 млн т.
Сказалось, в основном сокращение перевозок строительных материалов для создания инфраструктуры в арктической зоне, что, в свою очередь, связано со сдвигом сроков запуска ряда нефтегазовых и угольных проектов.
Транспортировка нефтепродуктов упала на 42,7 тыс. т, или 4,58%, до 888,3 тыс. т.
Напомним, что майский указ-2018 президента РФ В. Путина предусматривал грузопоток по СМП на урвоне 80 млн т/год в 2024 г. и 110,2 млн т/год в 2025 г.
Также в 2024 г. должна была запуститься круглогодичная навигация по СМП, но этого так и не произошло.
Сказались нехватка ледоколов и судов высокого ледового класса, а также задержки ключевых экспортных проектов в Арктике.
Поэтому значительного увеличения грузопотока по СМП в 2025 г. эксперты не прогнозируют, но роста можно ожидать 2026 г.