Об этом сообщают румынские СМИ.
В Джурджулештах действуют 2 разных субъекта портовой инфраструктуры:
- Государственный порт Джурджулешты;
- Международный свободный порт Джурджулешть.
Тендер АМПК
Администрация объявила тендер на оказание консалтинговых услуг, стоимость контракта составила 2 млн. лей (примерно 456 тыс. долл. США).Срок подачи заявок - 28 апреля 2025 г.
Итоги тендера - исключительно через платформу SEAP.
Запрашиваемые услуги включают:
- подробный анализ документов и информации, представленных продавцом;
- подготовку отчета о финансовой, налоговой, коммерческой, операционной и юридической проверке в отношении ICS Danube Logistic SRL;
- оценку компании и имеющихся активы;
- окажет помощь в подготовке предложений, подписании контракта и закрытии сделки.
- продолжительность оказания услуг - 10 недель: 6 недель на транзакцию и 4 недели на посттранзакционный период, в зависимости от сроков процесса продажи.
- Договор будет заключен сроком на 2 месяца, в соответствии с регламентом платформы SEAP.
- контракт будет присужден на основании критерия «Лучшее соотношение цены и качества».
Румыния рассматривала возможность покупки порта Джурджулешты и раньше.
Премьер М. Чолаку заявлял об этих планах еще в сентябре 2023 г.
В августе 2024 г. власти Румынии Меморандум «Одобрение начала переговоров с ЕБРР о приобретении акций Danube Logistics SRL, принадлежащих ЕБРР в Международном свободном порту Джурджулешты Молдовы через АМПК В документе была маленькая приписочка о том, что приобретение будет означать расширение порта Констанца и его превращение в лидера рынка для Центральной и Юго-Восточной Европы, в тч.в контексте восстановления, реконструкции и модернизации Украины.
Интерес к приобретению также проявляла болгарская компания MBF Port Burgas.
АМПК осуществляет управление румынскими черноморскими портами.
Роль ЕБРР
В 2021 г. ЕБРР приобрел 100% капитала группы компаний Danube Logistics, став единственным конечным владельцем Danube Logistics SRL - оператора порта.Тендер объявлен всего через 5 дней после анонсированной ЕБРР процедуры продажи порта Джурджулешты.
АМПК стремительно объявила упрощенный тендер на закупку консультационных услуг для проекта Sunrise, анонсированной целью которого является приобретение доли участия ЕБРР в компании ICS Danube Logistic SRL, операторе порта Джурджулешты.
Ранее, 14 апреля ЕБРР сообщил о начале процедуры продажи порта Джурджулешты, имеющего ключевое значение для Молдовы:
- для поиска инвесторов запущен международный тендер в рамках процесса слияний и поглощений;
- цель - найти стратегических и финансовых партнеров, способных обеспечить долгосрочное развитие этого важного для Молдовы актива.
- поиск инвестора ведется совместно с правительством Молдовы, в т.ч. по вопросам будущей коммерческой деятельности и правовых аспектов работы порта;
- консультант ЕБРР в этом процессе - Райффайзенбанк.
Порт
Международный свободный порт Джурджулешты расположен в 133,8 км от Черного моря, на левом берегу рек Прут и Дунай, в селе Джурджулешты.Это единственный молдавский порт, имеющий выход к Черному морю.
Он был создан в 2006 г. после передачи Украиной Молдове 430 м береговой линии рек Дуная и Прута.
Порт находится рядом с границами Молдовы, Румынии и Украины.
Инфраструктура порта включает нефтяной терминал емкостью 63 тыс. т, 2 зерновых терминала,1 терминал для других грузов и бизнес-парк.
Через порт проходит свыше 70% молдавского импорта и экспорта, осуществляемого водным транспортом.
Здесь обеспечивается обработка различных категорий грузов.
В 2023 г. через Международный свободный порт Джурджулешты было перевалено рекордное количество грузов.
- объемы перевалки грузов увеличились с 1,83 млн т. в 2022 г. до 2,17 млн т в 2023 году, рост - на 18,6%;
- количество переваленных контейнеров достигло исторического рекорда в 8 460 ед TEU;
- рекорд был достигнут в основном за счет увеличения объемов экспорта зерна и семян, которые увеличились на 55% и достигли 889 тыс. тонн, что составляет 41% от общего объема переваленных грузов;
- импорт нефтепродуктов увеличился незначительно, на 4%, до 599 тыс. тонн, что составляет 28% от общего объема товаров, переваленных через порт;
- рост объемов в 2023 г. был обусловлен также ростом на 26% YoY экспорта подсолнечного масла, который достиг 248 тыс. т;
- объем импорта строительных материалов - рост на 10%, до 195 тыс. тонн, а импорт удобрений в биг-бэгах, насыпью и наливом - рост на 48%, до 119 тыс. т;
- снижение импорта угля и экспорта металлолома.
Порт приобрел статус стратегического транзитного узла для поставок украинского зерна в условиях нарушений работы украинских черноморских портов.
Автор: А. Шевченко