Москва, 6 дек - ИА. Neftegaz.RU. Роснефть предложила сохранить действующие подходы к расчету тарифов Транснефти на уровень инфляции.
Об этом сообщает РБК со ссылкой на письмо компании на имя замглавы администрации президента М. Орешкина.
Роснефть предлагает предусмотреть в 2025 г. и последующих периодах индексацию тарифов Транснефти в размере не более 99,9% от прогнозной инфляции.
Тезисы компании:
- увеличение налогов в отдельных высокодоходных отраслях экономики с исторически сложившимся низким фискальным бременем, включая сектор нефтепроводного транспорта - важный шаг по повышению доходов и диверсификации источников пополнения бюджета страны;
- Роснефть предлагает сохранить действующие подходы к расчету тарифов с учетом их влияния на инфляцию;
- в условиях проводимой ЦБ РФ жесткой денежно-кредитной политики в целях снижения инфляции решение о повышении тарифа на транспортировку Транснефти приведет к:
- росту инфляционного давления,
- рискам дальнейшего увеличения ключевой ставки,
- и, как следствие, замедлению темпов экономического развития;
- повышение налога на прибыль частично устранит перекос в рентабельности бизнеса Транснефти без ущерба для ее устойчивости;
- Транснефть получает сверхдоходы, которые обусловлены экономически необоснованной моделью функционирования транспортных монополий;
- за 1е полугодие 2024 г. показатель рентабельности Транснефти составляет 45% - это существенно выше показателя, как по нефтяным компаниям, так и по экономике РФ в целом;
- с учетом монопольного положения, а также несопоставимо низких (чем в добыче и переработке) рисков уровень доходов транспортной монополии должен соответствовать размеру понесенных затрат с минимальным уровнем рентабельности;
- согласно данным аналитического подразделения Сбербанка, несмотря на повышение налога на прибыль, в 20250-2027 гг. показатель рентабельности монополии останется на уровне 40%, а свободный денежный поток будет составлять около 200 млрд руб. ежегодно при действующем порядке индексации тарифов
- РБК отмечает, что Г. Суханов, старший аналитик SberCIB Investment Research сообщил, что учитывал в своих расчетах 150 млрд руб., которые отнесены к пенсионному фонду Транснефти и недоступны для использования в операционной деятельности;
- в результате некорректной модели Транснефть с 2018 г. сформировала и ежегодно наращивает значительный объем денежных средств, депозитов и иных финансовых активов;
- на конец 1го полугодия 2024 г. размер финансовой подушки компании превысил 650 млрд руб.;
- доходы от размещения указанных средств в текущих условиях могут составить 120-150 млрд руб./год при прогнозируемой операционной прибыли 320-370 млрд руб./год;
- таким образом, непрофильная финансовая деятельность компании будет приносить более 1/4 прибыли;
- такой доход в полной мере компенсирует увеличение налога на прибыль, которое оценивается самой компанией в 40 млрд руб./год.
Напомним, что в 2020 г. правительство РФ утвердило механизм индексации тарифов Транснефти на ближайшие 10 лет на базе принципа «инфляция-0,1%» (за базу берется прогнозируемый Минэкономразвития РФ уровень инфляции).
Критикуя схему «инфляция-0,1%», Транснефть указывала, что из-за этого правила, за 2020-2024 гг. отставание темпов роста тарифов от фактической инфляции составило 46,7%, что привело к значительным потерям в выручке (почти 110 млрд руб.).
Это приводит к дефициту финансирования и вынужденному снижению объема капитальных вложений, а как следствие - увеличению износа основных средств.
Коэффициент износа основных средств компании вырос с 51% в 2019 г. до 63% в 3м квартале 2024 г.
Инвестпрограмму нужно согласовывать
В Роснефти считают, что инвестпрограмму Транснефти необходимо скорректировать и согласовать с нефтяными компаниями:
Роснефть считает, что в случае подтверждения востребованности инвестпроектов монополии они должны финансироваться заинтересованными компаниями на условиях «бери или плати», а не путем повышения общеустановленных тарифов для всех пользователей.
Компания предлагает верифицировать сметы проектов и их экономическую эффективность.
Ранее Транснефть сообщала, что общий объем капвложений до 2029 г. должен составить почти 2,2 трлн руб.
В настоящий момент компания реализует 6 инвестпроектов общей стоимостью 250 млрд руб.
В числе ключевых - расширение магистральных трубопроводов в направлении портов Приморск и Новороссийск, а также проект по обеспечению надежности системы магистральных трубопроводов и сохранению качества экспортных потоков нефти.
Очередное повышение нагрузки на всю отрасль
В своем письме Роснефть обращает внимание на то, что налоговая нагрузка на нефтяников сейчас самая высокая по российской экономике - 75% в среднем за последние 5 лет.
Повышение тарифов Транснефти сверх уровня, который заложен в бюджете приведет не к диверсификации источников бюджетных доходов, а к очередному повышению нагрузки на отрасль и нивелирует принятые ранее решения по поддержке нефтяных компаний.
За период 2025-2027 гг. потери отрасли могут составить свыше 200 млрд руб.
В Роснефти считают, что если решение о повышении тарифов будет принято, то будет целесообразным рассмотреть вопрос о передаче в собственность нефтяных компаний трубопроводной системы, которая была полностью построена на полученные от них за счет уплаты инвестиционного тарифа финансовые ресурсы.
Ответ Транснефти
- компания является транспортной, и по показателям рентабельности ее целесообразно сравнивать с российскими и зарубежными транспортными организациями, которые, как правило, имеют сопоставимый или более высокий уровень рентабельности EBITDA, а никак не с нефтяными компаниями:
- нефтяные компании имеют высокий объем трейдинговых операций, которые снижают рентабельность по EBITDA,
- прямое сравнение налоговой нагрузки трубопроводной и нефтяных компаний также некорректно;
- оценки аналитиков, приведенные выше - это цифры сомнительных исследований, создатели которых:
- даже не удосужились обратиться в Транснефть за верификацией данных,
- дают неоправданно оптимистичный взгляд по объемам некой финансовой подушки,
- забывают, что прогнозы чистой денежной позиции не учитывают нахождение более 150 млрд руб. в Пенсионном фонде Транснефти, полностью консолидируемом в финансовой отчетности и недоступных для использования в операционной деятельности;
- инвестпрограмма:
- утверждена правительством как особо значимый проект и все затраты реализуются в соответствии с этим утвержденным планом,
- расширение мощностей поставок по экспортным трубопроводам это важный фактор наполнения бюджета, который обеспечивает нефтяникам возможность не снижать добычу, что тем более важно в условиях санкционных ограничений;
- относительно строительства трубопроводной системы за счет уплаты инвестиционного тарифа от нефтяных компаний:
- основная часть инфраструктуры Транснефти была проложена в 1960-1970 гг,
- в новое время были реализованы такие проекты, как ВСТО (нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий Океан) и БТС (Балтийская трубопроводная система), которые строились на заемные и кредитные средства, которые Транснефть отдает до сих пор - по 75 млрд руб./год до 2029 г.,
- инвестиционный тариф применялся фактически дважды, когда к отдаленным заводам нужно было протянуть трубу как к единственному пользователю, а потому и оплата за часть стройки заложена была в тариф.
Ранее Транснефть обратилась к вице-премьеру РФ А. Новаку с просьбой дополнительно проиндексировать тариф на транспортировку нефти на 8,7% в 2025 г.
А что правительство?
А. Новак 6 декабря 2024 г. сообщил, что правительство готово рассмотреть предложение Транснефти об увеличении тарифа на транспортировку нефти, а также инициативу Роснефти по индексации тарифов Транснефти на инфляцию.
По его словам сейчас идет проработка этих вопросов в Минэнерго и других профильных ведомствах.